Найти тему

Василий Поленов. Часть I: художник-пленэрист

Сегодня героем моей статьи станет Василий Поленов — выдающийся русский пейзажист, мастер исторической и жанровой живописи, принесший понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения. Василий Дмитриевич праправнук гениального архитектора Николая Львова, о котором я писала ранее, по материнской линии. Так что любовь и способность к творчеству и искусству у него в крови!

Поленов Василий Дмитриевич
Поленов Василий Дмитриевич

Любовь к природе началась у маленького Васи со знакомства с Олонецкой губернией, куда в имение Имоченицы его привезли в возрасте 10 лет. Впоследствии художник написал, находясь здесь, 37 картин, многие из которых посвятил этой местности. Вот лишь некоторые из них (листайте карусель):

В 1863 году В. Поленов вместе с братом поступил на физико-математический факультет Императорского университета в Петербурге и параллельно по вечерам посещал лекции Императорской Академии Художеств, а в 1869 году получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья».

Судьбоносным в творческом плане можно считать для Поленова 1871 год. В этот год художник получил Большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира». Работу на ту же тему готовил его сокурсник Илья Репин, который так же был награжден медалью.

Попробуйте найти молодых медалистов-друзей 1871 года, не подглядывая в следующее фото ;)

Ну как, получилось? Делитесь в комментариях! :)

Друзья с блеском справились с задачей создания работы высокого стиля. Полотно Поленова носило больше черт жанровости, чем несколько проигрывало глубине замысла работы Репина. Однако многие критики отметили бóльшую теплоту чувств, выраженную в тянущейся худенькой ручке девочки к Христу.

Чей вариант картины больше нравится вам?

Тем не менее, оба студента получили право на оплачиваемую заграничную поездку сроком шесть лет для дополнительного совершенствования своего мастерства.

Путешествие по Европе в 1872-1876 годах сыграло важнейшую роль в развитии и становлении Василия Дмитриевича как художника. Несмотря на свой возраст (27 лет), он еще не определился со своей нишей и стезей в изобразительном искусстве, в отличие от того же Репина, чья линия в искусстве была уже четко определена. Несомненно, этот факт делал Поленова более открытым и восприимчивым ко всему новому.

Посетив Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, в след за Ильей Репиным, Поленов отправляется в Нормандию в город Вёль. Несколько месяцев, проведенные в этом местечке, оказались очень плодотворными для художника. Ниже в карусели представлены некоторые из картин того периода.

После Нормандии В. Поленов долгое время жил в Париже, где и была написана картина «Арест графини д’Этремон» в 1875. Именно этот холст годом позднее обеспечил Поленова званием академика.

Арест графини д’Этремон, 1875
Арест графини д’Этремон, 1875

Так называемый «пенсионерский период» помог Василию Дмитриевичу осознать, что его настоящая стихия — пейзажи.

Пользу . . . она [поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte [натюрморт] и т.д., и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь.
В. Поленов

Продолжение следует :)

Спасибо, что дочитали до конца! :) Если Вам понравилась статья, не жалейте лайк ;) Вам не сложно, автору — приятно.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.