Начало прогулки по улице Фрунзе – здесь.
В прошлый раз я мимоходом рассказал о маленьком шедевре самарского архитектора Михаила Квятковского – особняке Е.Ф. Новокрещеновой (ул. Фрунзе, 144).
Есть у нас знатоки архитектуры, которые утверждают, что стиль этого здания не является модерном. Я же совсем не знаток, поэтому готов согласиться с любым мнением, если оно имеет достаточную аргументацию.
Но, увы, сторонники немодерновой версии творчества М.Ф. Квятковского ничего не объясняют, а только нагнетают атмосферу таинственности. Поэтому я как профан вынужден делать выводы из наличия общеизвестных признаков стиля.
Это: асимметричность, функциональность, наличие лепных и металлических украшений в виде стилизованных растений и животных,
сложная криволинейная расстекловка окон и дверей,
отсутствие признаков классического ордера.
Делать нечего, вынужден признать за особняком Новокрещеновой принадлежность к стилю модерн.
Фасад этого здания составляет малую его часть, оно сильно вытянуто в глубину двора.
К основному зданию прилепились пристрои и надстройки. Всё это заселено.
Вот еще один вид - в сторону входа во двор с улицы Фрунзе.
Создатель особняка Новокрещеновой, Михаил Фомич Квятковский – фигура загадочная. О нем известно только то, что он родился примерно в 1860-е годы, в начале XX века работал в Самаре в качестве архитектора и техника-строителя, в 1919-м был арестован и отправлен в самарскую тюрьму. Больше никаких сведений о его судьбе нет.
Известна всего пара фотографий, на которых запечатлен Михаил Фомич, а его отчество в некоторых источниках указано как Иванович.
В сложившейся ситуации больше всего об архитекторе могут рассказать его работы, поэтому я предлагаю отклониться от нашего основного маршрута и совершить культурно-оздоровительный марш-бросок по объектам, связанным с именем Михаила Квятковского.
Сначала отправимся по улице Шостаковича к дому №149 на улице Самарской. Исходный пункт обозначен на схеме красным кружочком, конечный – черным, а наш путь отмечен фиолетовым пунктиром, и он составляет 940 метров.
И вот перед нами так называемый дом Нуйчева, первая известная работа Квятковского, осуществленная в 1902-1904-м годах.
А это другой ракурс – с фрагментом задней стены Театра оперы и балета вдали.
Заказчиком проекта был Алексей Федорович Нуйчев, бузулукский мещанин, техник-строитель. С 1898 года он брал подряды на строительные работы, в том числе для Иверского женского монастыря.
Это здание, как и особняк Новокрещеновой считают образцом модерна. Среди лепных украшений здесь тоже использованы цветы.
Тема цветов повторяется в первых работах архитектора, из чего некоторые исследователи делают вывод, что это своеобразная авторская подпись Квятковского, чья фамилия образована от польского kwiat - цветок.
Однако в более поздних проектах Михаила Фомича цветов либо совсем нет, либо они играют малозаметную роль, поэтому версия о цветочной подписи больше похожа на красивую легенду.
Дом Нуйчева также украшают слоны и тритоны (человекообразные мифические существа).
Выглядят эти фигуры достаточно наивно. Есть информация, что они изготовлены по рисункам дочери Алексея Нуйчева.
В 1904 году здание передано в аренду частной гимназии сестер Харитоновых. Первый этаж до 1911 года арендовал Крестьянский поземельный банк. В послереволюционное время здесь сначала разместилась школа №25, затем Детский школьный комбинат, с 1998 года здание занимает Самарский технический лицей.
До недавнего времени здание неуклонно ветшало и избавлялось от декора, но благодаря реставрации в 2017-2018-м годах приобрело удивительное сходство с собственным изображением более чем столетней давности.
Продолжим осмотр в хронологическом порядке. Следующая цель – дом №111 по улице Куйбышева. Длина маршрута 1,7 километра.
Кто не знает гостиницу «Бристоль-Жигули», с балкона которой в 1909 году Федор Шаляпин давал импровизированный концерт для собравшейся внизу публики! Тогда гостиница называлась «Гранд-Отель», и в ней недавно прошла реконструкция в стиле модерн по проекту Михаила Квятковского. Современный вид здания близок к тому состоянию.
Впрочем, и до реконструкции здание выглядело солидно. Бо́льшую часть помещений арендовал «Торговый дом братьев Ивановых» под гостиницу «Большую Центральную» с лучшим в городе рестораном.
Но владельцы здания решили повысить его привлекательность, обновив архитектурный облик, а в Самаре в 1908 году модерн всё еще был в моде. Заведение братьев Ивановых переехало в другое место. Мы еще вспомним об этой фирме сегодня, но пока разберемся, какие перестройки учинил Квятковский в здании гостиницы.
Конечно, бросаются в глаза балконы, получившие сложную форму и щедро украшенные в том числе цветами, которые мы уже видели на фасаде особняка Новокрещеновой. Оно и не удивительно, ведь строительство особняка проходило одновременно с реконструкцией здания гостиницы.
Также архитектор подчеркнул асимметричность здания, сделав надстройку в правой части фасада.
Над окнами третьего этажа появились маскароны.
Расстекловка дверей центрального входа усложнена в духе модерна. Интерьеры также приведены в соответствие с внешним видом.
Следующим пунктом нашего маршрута будет дом №31 по улице Алексея Толстого. Это объект культурного наследия федерального значения, известный как Реальное училище. И до него нам идти 1,3 километра.
Здесь, как и в предыдущем случае, строительство шло не с нуля, а проводилась реконструкция с целью увеличить полезную площадь помещений, повысить комфортность и придать зданию более современный вид. Так выглядело училище до реконструкции.
Здание перестраивалось с 1906-го по 1909-й год под руководством хорошо нам известного самарского архитектора Платона Шаманского, но есть информация, что в реконструкции также принимал участие и Михаил Квятковский. В результате здание приобрело вот такой вид.
Несмотря на богатейшую историю и охранный статус здание с 2010 года было фактически брошено. Оно не реставрировалось, не эксплуатировалось, не отапливалось и даже не было законсервировано из-за отсутствия средств в бюджете. Оно и по сей день продолжает разрушаться под полинявшим от времени фальшфасадом.
Впрочем, в начале июня 2020 года появилась информация, что для восстановления Реального училища нашелся наконец инвестор, и ведутся переговоры.
Полные надежд, отправимся дальше – к объекту, построенному в начале 1910-х годов. Его современный адрес: ул. Алексея Толстого, 30. На сей раз мы пройдем всего 130 метров.
Перед нами образец очень редкой для Самары псевдоготики – так называемый доходный дом Субботиной-Мартинсон (варианты: Маркинсон, Маркисон).
Михаил Фомич Квятковский по заказу купца Субботина перестроил здесь обыкновенное каменное здание середины XIX века в псевдоготическое с элементами модерна. Краеведы пишут, что Субботин купил дом у некоего Мартинсона (Маркинсона, Маркисона) для своей дочери в качестве приданого. В историческом названии сохранилась фамилия прежнего владельца.
А изображение девушки на фасаде – это якобы стилизованный портрет дочери Субботина, сделанный по его просьбе.
Современное состояние дома таково, что при любом ракурсе в кадр неизбежно попадают признаки разрушения. Но люди здесь пока еще живут и, в отличие от Реального училища, здание отапливается и у него есть крыша.
Даже не верится, что когда-то здание выглядело безупречно, а у одного из жильцов бывал в гостях будущий министр-председатель Временного правительства А.Ф. Керенский.
А теперь совершим переход к более позднему строению, находящемуся по адресу ул. Самарская, 95. На этот раз придется пройти 2,4 километра.
В 1913-1914-м годах Михаил Квятковский строит по заказу уже известных нам братьев Ивановых здание для ресторана «Аквариум», приспособленное к выступлениям цыганского хора и варьете. Большинству самарцев оно известно как старое здание ТЮЗа.
Интересно, что в советское время были затянуты стальной сеткой и покрыты ровным слоем штукатурки оригинальные барельефы на фасаде. В результате исследователи отнесли стиль этого здания к особому направлению - рациональному модерну, предвосхитившему начало эпохи конструктивизма с его отказом от декора.
В 2014 году началась реконструкция с целью передать здание Самарскому кукольному театру. При реставрации фасада барельефы были вскрыты и восстановлены, и точка зрения исследователей сильно изменилась. Дионисийская тематика изображений оказалась совершенно в духе раннего модерна.
А еще, как видно, изменилось и наше отношение к жизни – в сторону легкости необыкновенной. Каких-то 50 лет назад мы замазывали штукатуркой барельефы сомнительного содержания на фасаде Театра юного зрителя, а сегодня спокойно собираемся разместить в том же здании кукольный театр. Фигуры-то все в одежде, значит возрастных ограничений нет :)
Однако отложим пока этот вопрос. Нам предстоит последний рывок почти в ту самую точку, откуда мы вышли. Наша цель находится на улице Фрунзе через дорогу от Драмтеатра, и это дом №171. Расстояние 1,4 километра.
Но это не знаменитый деревянный дом Поплавского, у которого тоже номер 171, а вон та прилепившаяся к нему серая кирпичная двухэтажка (на некоторых планах она имеет номер 173). Её называют домом Кичаевых.
По проекту 1908 года здание должно быть трехэтажным, и автор проекта - Михаил Фомич Квятковский.
Просто по какой-то причине строительство прекратилось, и крышу пришлось поставить над тем, что есть.
Так же внезапно оборвалась и творческая карьера создателя каменных цветов архитектора Квятковского. Не дай нам бог жить в эпоху перемен!
А теперь давайте подведем итоги оздоровительной составляющей нашей прогулки. Чувствуете приятную тяжесть в квадрицепсах ног? 920 + 1700 + 1300 + 130 + 2400 + 1400 = 7850 (м). Почти восемь километров!
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь.
Если текст понравился, не сдерживайте себя, поставьте лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о том, где можно увидеть остатки Самарской крепости.
Ваш Андрей Макаров