Найти в Дзене

Почему мой ребенок не хочет учиться?

Почему мы редко встречаем детей, которые искренне хотят учиться?

Возможно Вы спрашиваете у самих себя: "Почему мой ребенок так не любит учебу? Вроде бы и школа хорошая, да и репетитор опытный и много денег берет, да и я не глупый(ая)! Почему же так?!"

Да, несомненно, у каждого человека от природы различные предрасположенности к обучению. Один ребенок сразу схватывает все налету, другому требуется время, чтобы осознать, понять и принять новую полученную информацию (и это не плохо! Это скорее даже хорошо, ведь зачастую время, затраченное на путь к осознанию, было потрачено на рассуждения и ответы на вопросы "а почему так? а может быть иначе?"). Это на самом деле неважно, ведь мы сейчас говорим не о природных способностях , а о желании, стремлении к обучению и качестве полученной информации.

Многие недооценивают значение слова "база". Вроде казалось бы, в чем сложность понимания новой информации ребенком (или, например, уже человеком в университете), даже если он до этого забивал не обращал внимание на учебу? Запомнить новый материал не сложно. Много раз встречались люди в университете, которые весь семестр ничего не делали, а экзамены, в принципе сдавали хорошо. Здесь сразу же встает вопрос "Ради чего вы учитесь в школе/университете?", но на него ответим либо потом, либо самостоятельно. Так вот БАЗА. Понимание нового материала никогда не придет, если не было базы или, как минимум, подготовки мозга ребенка (как, например, перед поступлением ребенка в первый класс). Наличие базы в любом предмете есть ключ прежде всего к появлению интереса к дальнейшему обучению.

Обычно порядок тем в университете и школе дается в логическом порядке. В связи с этим новая тема довольно хорошо "ложится" на предыдущий материал.

Игра в тетрис. Пазлы идеально сочетаются
Игра в тетрис. Пазлы идеально сочетаются

Если такого не происходит, то случается следующее.

Игра в тетрис. Падающий пазл не заполняет пространство
Игра в тетрис. Падающий пазл не заполняет пространство

Эта прогалина, образующаяся в результате между старым и новым элементом, инициирует раздражение в мозге ребенка, равно, как и в игре Тетрис, когда не удается идеально совместить все кусочки. Прогалина имитирует пропуск в знаниях. А когда есть прогалина, она чуть ли не в геометрической прогрессии, провоцирует рост потенциальных пропусков в знаниях. И чем больше таких пропусков, тем больше раздражение. Вы можете это отмечать по таким невербальным знакам, как закрывание лица руками, трение глаз пальцами, а когда человек вообще заходит в тупик, он стремится отвлечься от занятия, чтения, решения задач, как бы банально это ни звучало. Родители могут приравнивать это к лени своего чада, но на самом деле первоначально, лень это последствие, а не причина. Только впоследствии лень перерастает в причину. Поэтому важно иметь какую-то основу, фундамент.

Перед школой у ребенка стоит сформировать интерес к получению знаний и навыков (это тоже мини-фундамент). Для этого и существуют различные детские энциклопедии, книги с какой-то динамикой (в виде игры) или те же развивающие приложения в телефонах/планшетах.

Допустим, перед школой у ребенка сформировался интерес. Но почему же он пропал уже на первом или втором годе обучения?

Ответ кроется в системе образования и компетентности учителей. До школы почти вся информация преподнесенная ребенку прошла буквально через руки самого ребенка. Он осязал предметы, видел, например, животных, и они его интересовали, чувствовал запахи, и он задавался вопросом, откуда они, и почему он их чувствует. А когда ребенок попадает в школу, его "кормят" сухими фактами и блеклым повествованием, и даже начинает казаться, что науки по-другому не могут преподноситься. Однако это не так.

-4

Любая наука это описание жизни. А жизнь не может быть скучной. Каждое уравнение в математике, каждая формула и каждый график это качественное и количественное описание жизни. Этого понимания учителя не закладывают в самом начале. Далее, объясняя какой-то материал, например, синусоиду, которая в программе появляется в математике, учителя не проводят параллелей и ассоциаций, а истоки появления этой кривой и подавно. Мало, кто сразу скажет простыми ассоциациями, что синусоида это развернутая спираль, идущая вверх с течением времени. Мало, кто из учителей математики в школе сразу скажет, рисуя эту загадочную кривую на доске, что это не просто очередная сложная тема, связанная с тригонометрией и введенная в программу, чтобы на ЕГЭ в сложной части было, где побольше баллов содрать, а это зависимость (предварительно внедрив в голову понимание слова "зависимость"), которая в теории описывает все циклические процессы, происходящие во времени; синусоида это линия, представляющая подъемы и спады (это может быть и настроение человека, и колебания маятника и даже течение истории).

Синусоида
Синусоида

Спираль
Спираль

Главное при объяснении ребенку какой-то неведомой фигни донести, что это на самом деле просто, и проявление этого явления находит отображение в жизни. (!) Мы не понимаем что-то, когда просто напросто не представляем, ЧТО, О ЧЕМ, ОТКУДА, ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НАДО И ГДЕ Я МОГУ ЭТО НАЙТИ В ЖИЗНИ, И КАК ПРИМЕНИТЬ. Ассоциации и параллели это то, чего в большинстве своем не проводят учителя.

Если с самого начала подкреплять новую информацию примерами из жизни, то будет: больше понимания, по минимуму прогалин, раздражения, а соответственно, и желание обучаться дальше с самого начала будет подкрепляться интересом ребенка. На первых этапах в школе, пока родитель способен помочь ребенку по урокам, необходимо прививать желание самостоятельно проводить параллели с жизнью и находить ответы. Кроме самого ребенка, никто в дальнейшем не сделает это за него, ведь учителя в этом не заинтересованы.