О выборе ниши для бизнеса уже было сказано очень много, но муки выбора и ошибки продолжаются. Потому рискнём поднять тему ещё раз и разберём типичные ошибки.
Это часть цикла “Ошибки в бизнесе”. Он о том, что большинство инициатив и компаний губят не сложнейшие причины, а самые пошлые ошибки, совершаемые предпринимателями вновь и вновь. Проще и быстрее всего ваши доходы поднимет не “серебряная пуля”, не гениальная идея, а избавление от избитых ошибок.
Ограничение себя тем, в чём вы разбираетесь, чем живёте.
Это самое распространённое и достойное сожаления решение. Часто оно неосознанно и, как всякая ошибка в выборе ниши, ведёт к самым существенным потерям в деньгах и времени. О чём речь? Множество талантливых, активных, мотивированных людей пытается открыть своё дело. Первое, что приходит на ум, выбрать ту нишу, в которой вы живёте, разбираетесь. Выбрать то, что является частью вашей жизни. У такого подхода есть свой плюс - вы уже хоть что-то понимаете в предмете и любите его.
Однако и минусы огромны. Сферы интересов больших социальных групп, как правило, очень схожи. Так молодые люди пачками открывают кальянные, вейп-шопы, бургерные. Девушки открывают шоурумы одежды, кофейни, салоны красоты. Люди чуть старше открывают множество пивных магазинчиков. Каждый третий родитель начинает торговлю детскими товарами.
Часто из таких начинаний появляются прекрасные бизнесы. Но в среднем, эти ниши очень перенасыщены, конкурентны и, сюрприз, часто не обладают ожидаемым объёмом рынка. Почему так происходит? Мы склонны приписывать свои убеждения и образ жизни другим, какими бы уникальными мы себя не считали. Наше убеждение только подогревает тот факт, что в нашем кругу общения многие, действительно, имеют схожие интересы. Но интересы нашего круга общения отражают наши собственные интересы, а не рынка в среднем. Если вам нравится конный спорт и в вашем окружении каждый второй им занимается, то это не значит, что каждый второй житель страны занимается конным спортом и ниша товаров для него - огромна. По факту целевая аудитория - 0,02%. Даже бургеры регулярно ест всего около 3% населения.
Итак, выбор знакомой темы в качестве ниши имеет плюсы, но мы очень советуем не ограничивать себя. Объём ниши может оказаться куда меньше ожидаемого, а конкуренция неразумно большой. Не забывать о других инструментах выбора ниши, ориентироваться на объём рынка, наличие сильных конкурентов, потребные вложения.
Недостаточно точные расчёты.
Это то, за чем часто следует болезненный провал. Мы все сходимся в том, что гиперподготовка к старту не нужна и вредна. Что часто нужно идею попробовать “на коленке”, получить первые деньги и потом уже всё усложнять. Гиперподготовка это то, что мешает нам начать. Но этот факт не отменяет того, что после начала нужно всё детально просчитывать. Это легче и дешевле чем разгребать последствия слепых инвестиций времени и денег.
Что здесь можно выделить?
- Неточности в оценке объёмов ЦА,
- неточности в оценке возможного охвата ЦА,
- неточности в оценке стартовых переменных и постоянных расходов,
- неверное определение среднего чека,
- необоснованные допущения (у меня будет трафик покупателей / средний чек) такой же, как у соседа или ближайшего конкурента)
Под “неточностью” здесь часто скрывается как недостаточно точное, так и полное отсутствие оценок и расчётов. Часто анализ показывает, что задуманный бизнес не может быть в плюсе в принципе. Например, у вас слишком мало посадочных мест в кафе и даже при великолепной заполняемости и среднем чеке - отбить аренду в данном месте не получится.
Выбор ниши только по душе или доходности или занятости.
На этапе старта бизнеса нами часто движет какая-то одна идея, одержимость даже. Нам нужны деньги или мы хотим сделать бизнес из хобби или иметь свободный график или, напротив, у вас много свободного времени и вы сейчас готовы посвящать его всё бизнесу. Соответственно выбор ниши подчинён этой идее. Но ветер в душе может быстро и резко перемениться, могут измениться ваши жизненные обстоятельства. Приоритеты сменятся, а поменять бизнес окажется сложно.
Потому можем дать небольшой совет: на старте думайте и о том, чтобы ниша была вам интересна, и о доходности и о гибкости по вложению своего времени.
Аванпорт консалтинг - полезные статьи для предпринимателей, уникальный контент без рерайта и рекламы. Подписывайтесь.