«Продаю торбаза». «Торбаза на заказ». - такие объявления печатаются в местной газете каждую неделю. Чукотские торбаза, сшитые из кумуса - меха с оленьих ног - востребованы повсеместно. И женщинами прежде всего. Такие сапоги - не скользят. В них не забивается снег. Но, самое главное, очень тёплые. В торбазах не страшен даже самый лютый полярный мороз где-нибудь на метеостанции мыса Шмидта. А поскольку мороз -девять месяцев в году, чукотская обувь расходятся словно горячие пирожки. Даже не смотря на цену. Если удастся купить их тысяч за десять, считайте, что вам здорово повезло. Средняя цена - пятнадцать тысяч за пару. Как итальянские сапоги в столице. Только здесь, в ЧАО, итальянских сапог не носят. Некуда. Да и не зачем.
Другая деталь местного туалета - пуховик. Самый обычный, китайский. Ими торгуют повсюду. Хозяйка единственного в городе «бутика» «Модная классика» Анастасия живёт в Анадыре с 1986 года. И продаёт в своём магазине одежду из Белоруссии. Здесь нет Макс Мара или Шанель. Эти вещи местные жители не покупают вовсе. Зато пользуется спросом одежда дешевая. «Очень сложно убедить их купить качественные и хорошие вещи. Вместо этого они будут покупать китайские пуховики за 5000 рублей. И убеждать всех, что потратились неимоверно», - объясняет, пожимая плечами, Анастасия.
Когда я собирался лететь на Чукотку, меня настойчиво просили не забыть про солнцезащитные очки. И оказались правы. Даже в пасмурную погоду, снег здесь такой пронзительный и яркий, что через несколько минут начинаешь щуриться по-аборигенски. Так что без черных очков на улице - беда. Весь город в них ходит. Даже малые дети - и те в чёрных очках. Так что по количеству солнцезащитных очков на душу населения Чукотку, должно быть, можно сравнить с жителями какого-нибудь Барбадоса. Да и тот не дотянет.
Действительно, если говорить о трендах чукотской моды, то всё очень просто. Одеваются здесь не по моде, а по погоде.
Впрочем, особым шиком среди состоятельных тангитан, как называют бледнолицых аборигены, считается одежда луораветлан, как называют аборигены сами себя.
Одна моя знакомая дама, которая проводит треть года в Лондоне, а две трети на Чукотке, с удовольствием щеголяла по Анадырю в белоснежной кухлянке из отборного меха молодого оленя осеннего забоя. По утверждению дамы, такая кухлянка не пропускает ни холод, ни ветер. Не промокает и под дождем. Да и выглядела она в ней, на зависть Мак Квину, просто потрясающе. Правда, всё, что производят аборигены на экспорт, стоит совсем не дешево. 150 000 за кухлянку или пальто из шкуры разновидности нерпы лахтака - не кажется им слишком высокой. Прямо Хэрродс какой-то!