https://pixabay.com/photos/urban-people-crowd-citizens-438393/В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
(Лука 2:1-20)
Привычный ход нашей жизни был нарушен. И как-то так получилось, что борьба с пандемией выпала на череду торжеств.
Верующие праздновали Песах, Светлую Пасху не на площадях, не в храмах, но дома. Под вопросом формат празднования Ид-аль-Фитр. Попробуем спрогнозировать, что режим реальной самоизоляции продлится далее мая – как показали недавние события, религиозные причины здесь не менее важны чем эпидемиологические.
Праздники стали тихими.
Таким же было и Девятое мая – крупнейший из объединяющих нацию дней. Празднование юбилея Победы состоится в июне. А если бы дата все еще была бы не определена? К примеру, перенесем в 2020-м году девятое мая на третье сентября – что изменится?
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года было установлено, что «3 сентября является днем всенародного торжества — праздником победы над Японией». Здесь надо напомнить, что накануне, второго сентября, от имени СССР генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко, вместе с другими генералами союзных армий, подписал акт о безоговорочной капитуляции Японии. Этим актом, собственно, и завершилась Вторая Мировая война. Однако по сию пору граждане России не вполне четко представляют, что происходит на восточных границах страны. Периодически обсуждается судьба Курил (что в России, что в Японии), но и там, и там это стало дежурным вопросом. Насколько в общественном сознании присутствует понимание, что Россия граничит с США, а одной из самых пострадавших стран от Второй Мировой войны является Китай?
Как бы там ни было, но наложение памятных дат происходит не впервые в человеческой истории. Если не брать в расчет богатую традицию Interpretatio Christiana, то, вероятно, самым ярким примером из новейшей истории является общеевропейский праздник девятого мая, более известный как День Европы. В этот день Робер Шуман выступил со своей декларацией, положившей начало тому, что сегодня мы знаем под именем Европейского Союза. В памятные дни могут вкладываться дополнительные значения, но принципиально важно само соблюдение традиции. Ключевыми словами в документе о переносе даты окончания Второй Мировой, а также в искомой политической парадигме будущего, являются слова «переход от состояния войны к миру, поиску путей примирения и сотрудничества». И кажется на них-то никто внимания не обращает. Напрасно.
Происходящее в мире создает неопределенность в жизни каждого конкретного человека. И каждый, благодаря стремительному распространению информации, полностью погружен в повестку, которая его, в общем-то, и не сильно касается. Но по законам информационного общества, а также по велению моды, нам просто необходимо следить за тем, «а как у них там?».
А как, кстати, у нас тут?
Несомненно, вслед за классиком надобно сказать, что «растерянность и скука овладели либеральным обществом, вяло жующим призывы к реформам», но, замечает далее В. И. Ульянов, «дело остается в том положении, что ни единый ликвидатор и ни единый либерал не может указать никакого реформаторского выхода из положения». Так ли это?
В стране вполне сформировался консервативный «класс». Класс тех, кто несет ответственность за себя и свое окружение. Однако, вслед за этим, есть серьезная возможность превращения вчерашних представителей почти «креативного класса», этого проблеска будущего в соответствии с Ричардом Флоридой, в прекариат. В случае такого поворота, их основной задачей станет добывание в поте лица хлеба насущного, а не создание прекрасного нового мира. Нельзя заявить, что эти люди не хотят жить по-старому. Только по-старому они сейчас и хотят жить. Политические и экономические элиты страны прекрасно осознают, что именно происходит как на внутриполитическом поле, так и в экономике. Более того, считать, что элиты не понимают, как с этими знаниями работать – серьезная аналитическая ошибка.
Но не станем забывать и о строительстве гражданского общества. Много в России существует движений, и в Нижнем Новгороде в том числе, претендующих на партийную деятельность. Поскольку в массе своей эти движения ориентируются на классические понимания партий, то либо берется лидер, либо идея, либо идея лидера, именем которых обществу наносится как можно более непоправимая польза.
И вот тут появляется та самая «субъективная предпосылка». Если в России сегодня и существует влиятельная партия, то это скорее, партия «глубинного народа», заключившего собственный пакт лично с сами-догадайтесь-кем. Среди пунктов этого пакта: ожидание мира; демократия как учет невысказанных, но очевидных ожиданий; социальные гарантии; невмешательство в частную жизнь, маскирующая модернизм внешняя консервативность.
Так, продираясь через новояз, умолчания и иносказания, можно попробовать предположить существование народной, национальной демократии в России. Демократии, стоящей, однако, не на базе институтов, а на фундаменте личной унии.
Россия уже давно стала мечтой этого класса. Об этой мечте говорят шепотом, но что мешает сейчас двигаться к ней с удвоенной силой? Надо понимать, что все значимые институты уже существуют. И, в общем, даже работают. Особенно, если им не мешать.
Значит ли это что вот-вот наступит благорастворение воздухов?
Структурный реализм выработал превосходные инструменты для повышения демократизации, расширения свободы, снижения риска начала большой войны. Однако сегодня эффективность и сама роль структур ООН, начиная с ВОЗ, мягко говоря, ставятся под сомнение. Не столь важно какими механизмами будет упраздняться влияние ООН. Важно то, что государства постепенно стремятся сбросить оковы прежних биполярных структур.
Мировые лидеры склонны к геополитическим играм по причине развития неолиберализма. Подданные вероятных партнеров должны сделать выбор в пользу мечты самостоятельно. Это означает, что пока границы закрыты необходимо формировать такой образ жизни, который был бы предпочтителен для переезда и, в конечном итоге, налоговой резидентуры. Возможности и силы государства «могут быть поняты только путем помещения его в более широкий стратегически-реляционный контекст» (The Oxford Handbook of Political Institutions). И чем пандемия не такой контекст?
А что будет, если искать ответы на вызовы настоящего в прошлом? Что писали иже во святых отцы наши – Ганс Моргентау, Арнольд Тойнби, Джозеф Най? Именно опираясь на них все идеологи на всех континентах сегодня с радостью вступают в смертельную битву, ибо нет ничего кроме конца истории, и Фукуяма – глашатай его.
Принадлежность человека к конкретному сообществу сегодня определяет его роль, каким бы это сообщество не было. В применении к группам сообществ в полную силу проявляется склонность современного общества к формированию информационно замкнутых структур по причине невозможности обработать весь текущий поток информации и неумения работы с источниками. Для необходимого удовлетворения потребности в интеллектуальном насыщении формируются группы по интересам, для которых авторитетом обладают конкретные люди, чаще всего не являющиеся подлинными специалистами. Так в «глобальной деревне» образуются закрытые от внешнего взаимодействия информационные группы (это явление теоретически разрабатывается под названием «глокализации» - глобализация объединяет людей по формальным признакам и, в большей степени, в экономическом измерении, создавая глобальный рынок и исключая экономические границы, но неизбежно разъединяет по признакам идеологическим и интеллектуальным).
Но это же означает, что каждый «свободный художник» выключен из системы принятия решений, хотя в случае кризиса государство его и не оставит. Государству необходимо повышать устойчивость действующих институтов к изменениям, для чего возможная ответственность переходит к тем или иным государственным агентам – операторам распределения бюджетов.
Во всем мире институт «государство» стало главным, последним и единственным рубежом обороны в ситуации, когда непонятно что делать. Ночной сторож, незаметно для самого себя проскочив роль большого брата, стал просто защитником. Однако чувствует себя в этой роли явно неуютно.
Сколько еще в реальности продлится самоизоляция? Во многом, пусть и не во всем, это зависит от каждого из нас. Активность людей во время праздников показывает, как лица принимающие решения воспримут кривые графиков. С какой стороны не посмотри, но сегодня, как и на войне, обществу необходимо сплотиться, даже если сегодня сплочение подразумевает разделение.
Слишком заманчиво провести аналогии с прошлым. Несомненно, что многие современные элементы похожи на уже виденное нами. Однако современные «ордены» и «цеха» не скатывание в «новое средневековье», а G-20 не «новый концерт великих держав». Даже вся пандемия вместе - это не «Третья Мировая война».
Впрочем, возможно, что уже третьего сентября мы будем праздновать ее завершение.
Сентябрь в целом будет насыщенным - не переключайтесь!
В любом случае текущие мировые события просто перекрывают прошлое. Оно теперь вновь достояние профессионалов-книжников. Для каждого же дня довольно своей заботы.
Опираясь на неореализм, неолиберализм и неомарксизм, мы с замиранием сердца следим за зарождением новой политической парадигмы. Хотелось бы дать ей красивое название. Так мы прагматично поможем согражданам не бояться неизвестности, и направить наш совместный созидательный труд на послекризисное восстановление экономики.
Получится?