В связи с новостью о переносе премии «Оскар-2021», решил освежить в памяти победителей главной номинации – «Лучший фильм». Здесь можно прочесть мой ТОП-10 великих фильмов, которые так и не получили заветную статуэтку, а в этой статье расскажу о 5 фильмах, которые премию получили, но на мой взгляд были хуже, чем другие фильмы, представленные в номинации в том году.
Предлагаю не вдаваться в дебри и не лезть в события 100-50 летней давности, а ограничиться временным отрезком в четверть века. 25 лет – неплохой отрезок времени чтоб сделать все необходимые выводы.
Влюбленный Шекспир (1999)
Режиссёр: Джон Мэдден
В главных ролях: Гвинет Пэлтроу, Джозеф Файнс, Джуди Денч, Колин Фёрт
Другие номинанты: «Жизнь прекрасна», «Елизавета», «Спасти рядового Райана», «Тонкая красная нить»
Кто бы что ни говорил про Харви Вайнштейна, я скажу одно – человек, который может выбить 7 премий «Оскар» (включая премию за «Лучший фильм») такому невнятному фильму – это воистину гениальный продюсер. История юного Шекспира и его музы Виолы рассказана тут в приторно сопливо-мелодраматичной форме. Да, наверно, это неплохая мелодрама для показа на каком-то телеканале в 21:00, но Оскар… ну, не знаю.
Чикаго (2002)
Режиссёр: Роб Маршалл
В главных ролях: Кэтрин Зета-Джонс, Рене Зелльвегер, Ричард Гир
Другие номинанты: «Часы», «Пианист» (!), «Банды Нью-Йорка» (!!), «Властелин колец: Две крепости» (!!!)
Данный мюзикл был вполне успешен в прокате (300 млн. долларов сборов при бюджете 45 млн.), имел неплохие оценки критиков и судя по всему даже зрителям сумел полюбиться. Призов за музыкальные номера, за костюмы и декорации, думается, фильму хватило бы за глаза. Но 6 премий, в том числе за «Лучший фильм»? Когда рядом в номинации находились «Пианист» Полански (лучший его фильм со времён «Китайского квартала» 1974 года), «Банды Нью-Йорка» Скорсезе и вторая часть эпопеи про Средиземье Питера Джексона? Выбор академиков в данном случае необъясним.
Операция «Арго» (2013)
Режиссёр: Бен Аффлек
В главных ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Джон Гудман
Другие номинанты: «Любовь», «Звери дикого Юга», «Джанго освобождённый», «Отверженные», «Жизнь Пи», «Линкольн», «Мой парень – псих», «Цель номер один»
Политический триллер «Операция «Арго» стал вторым полнометражным фильмом Бена Аффлека. Надо отдать должное, снимать кино у него получается лучше, чем в кино играть. Проблема операции, на мой взгляд, в её шаблонности и правильности (как и другого обладателя статуэтки, которого я пропустил – «Король говорит»). Эти фильмы сделаны будто по учебнику, как говорится «с чувством, толком, расстановкой». Точно не худший фильм в истории, и наверняка не худший в том году… но достаточно взглянуть на список номинантов чтобы понять – были кандидатуры и получше. «Джанго освобождённый» или «Любовь», например.
Лунный свет (2017)
Режиссёр: Барри Дженкинс
В главных ролях: Треванте Роудс, Андре Холланд, Махершала Али
Другие номинанты: «Прибытие», «Ограды», «По соображениям совести», «Любой ценой», «Скрытые фигуры», «Ла-ла Ленд», «Лев», «Манчестер у моря»
Непопулярное мнение: «Лунный свет» - это не плохое кино. Главный недостаток этого фильма – непосредственно тот факт, что он выиграл главную и самую популярную награду в мире кино. Маленькое инди-кино о самоидентификации и принятии себя намного уместнее смотрелось бы на «Сандэнсе» или в Каннах, но никак не на «Оскаре». Наверное, справедливо было отдать победу «Ла-ла Ленду». А в моём идеальном мире награду бы забрал «По соображениям совести». Ну, или «Прибытие», на худой конец.
Форма воды (2018)
Режиссёр: Гильермо дель Торо
В главных ролях: Салли Хокинг, Майкл Шеннон, Майкл Стулбарг
Другие номинанты: «Зови меня своим именем», «Прочь», «Тёмные времена», «Дюнкерк», «Леди Бёрд», «Призрачная нить», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» «Секретное досье»
Не лучший фильм Гильермо дель Торо. И это мягко сказано. Впрочем, ради справедливости, и год выдался не ахти какой. История чувств между уборщицей и человеком-амфибией – что-то, застрявшее между сказкой для детей и притчей для взрослых. Чем она пленила академиков – не знаю. В тот год, как мне кажется, широкая общественность активно топила за «Дюнкерк». Лично я бы отдал главный приз Американской киноакадемии фильму «Призрачная нить». Во-первых, потому что Пол Томас Андерсон смог и без жабр показать неординарную историю любви. А во-вторых, потому что настолько хорошо снятое, сыгранное, написанное кино, балансирующее на грани между арт-хаусом и массовым кино, выходит очень редко.
Вместо вывода: «Оскар», это не только про качество кино (все, кто попадают в лонг-лист, а затем и в номинацию – как минимум неплохое кино), но и про умение продвигать фильмы. Правильно рекламировать, сделать фильм популярным (хотя бы в определённых кругах), организовать максимально широкий прокат, надавить на нужные кнопки киноакадемиков (давление на жалость, правильный выбор темы, использование избитых штампов – всё сюда). К тому же всегда нужно учитывать, что количество шедевров год от года колеблется, так что в сильный год может оказаться что хорошему кино не хватает места среди номинантов, а в слабый – напротив, и выбирать не из кого.
Если вам понравилась эта статья, вам также может быть интересно:
Русский режиссёр, снимающий фильмы с Брэдом Питтом и Хоакином Фениксом
Как сейчас выглядит «жидкий терминатор» и что он забыл в украинском кино?
30 лет фильму «Вспомнить всё»: 10 малоизвестных фактов о фильме
Подписывайтесь, ставьте лайки и пишите в комментариях, какие фильмы я поставил в список незаслуженно, а про какие напротив – забыл.
Спасибо за ваше внимание!