Ожидается, что в ближайшие недели в городе откроется около трех тысяч летних кафе.
В Москве открылся сезон летних веранд, а с 23 июня начнут работать стационарные заведения общепита. Ожидается, что в ближайшие недели в городе заработает около трех тысяч летних кафе.
Сергей Собянин посетил кафе, расположенное на Большой Никитской улице. Это старейшее и самое большое заведение сети «Кофемания», открытое в апреле 2002 года.
«Надеюсь, что мы надолго избавились от тех ограничений, в которых жили. Мы просто так не принимали решения, все решения достаточно серьезно выверены. И мы наблюдаем каждый этап и в прошедший понедельник еще раз проверили, не ошибаемся ли мы, посмотрели все тренды», — отметил Мэр Москвы.
По традиции летние веранды в Москве начинают работать 1 апреля. Однако из-за распространения новой коронавирусной инфекции начало сезона было перенесено на середину июня.
С 28 марта в городе были временно закрыты рестораны, кафе, столовые и другие предприятия общественного питания. Исключение было сделано для компаний, которые продавали блюда навынос или предлагали их доставку. Такой возможностью воспользовалось 4540 предприятий общепита. Ограничение также не распространялось на заводские столовые, буфеты и иные предприятия, осуществляющие питание работников организаций.
Опытом работы в это время поделился совладелец ресторанного холдинга RestArt Алексей Васильчук. Предприятие оказывало услуги питания для сотрудников городского здравоохранения, которые были заняты в лечении пациентов с коронавирусной инфекцией.
«Всего 20 тысяч человек кормили. Это, мы посчитали, около 700 тысяч обедов, завтраков и ужинов», — рассказал он.
Улучшение эпидемиологической обстановки и снижение уровня заболеваемости, зафиксированные в мае — июне, создали условия для постепенного смягчения действующих ограничений.
«Мы вместе, по сути дела город и вы, создавали этот большой бизнес, создавали атмосферу в Москве, целый сектор туристического бизнеса, мы помогали вам развиваться, вы помогали городу развиваться. И когда все это схлопнулось — это очень тяжело. И сегодня, я надеюсь, и для вас, и для меня — это один из таких позитивных дней, когда я вижу, что жизнь снова выходит на улицы», — сказал Сергей Собянин.
Не допустить взрывного роста количества заболеваний, а также снизить нагрузку на систему городского здравоохранения позволили режим самоизоляции, а также ряд ограничений.
«Вот когда мы вводили новые больницы и заполняли их, то, конечно, скорая помощь устремлялась туда, к пустой больнице. Выстраивались вереницы, и напряжение было, но у нас всегда был запас около 30 процентов коечного фонда, это был такой момент. А потом 50, 60, 70 процентов в пике уже было», — добавил Мэр Москвы.
Еще один важный вопрос — достоверная картина происходящего, которую можно понять только на основе открытой статистики. Речь идет о выявленных заболеваниях, количестве смертей и других показателях.
«Никогда ничего не занижали, не финтили, наоборот, потому что это моя принципиальная была позиция: что есть — надо показывать. Если ты не показываешь, люди неадекватно начинают реагировать на твои меры, потому что они же не понимают, ты исходишь же из собственного знания ситуации, если ты эту ситуацию не доводишь до горожан, они перестают понимать, что ты делаешь. Поэтому для меня было важно все — и госпитализации, и смертность, и выявляемость, все, вот все должны знать», — сказал Сергей Собянин.
Проветривание и дезинфекция
Открывающимся заведениям необходимо строго соблюдать предписанные санитарные правила. В свою очередь, посетителям следует ответственно относиться к своему здоровью.
В целях предотвращения распространения заболевания перед открытием предприятий общественного питания в них будет проводиться генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств, а также внеочередная дезинфекция систем вентиляции и кондиционирования воздуха. В дальнейшем рестораны и кафе должны ежедневно проводить влажную уборку, дезинфицировать столы, дверные ручки, выключатели и другие контактные поверхности, а также проветривать помещения каждые два — четыре часа.
Ежедневно перед началом рабочей смены предприятия обязаны измерять температуру работников. Если она будет повышена или у сотрудников будут другие признаки респираторного заболевания, они не допускаются к работе. Также работники обязаны использовать средства индивидуальной защиты.
В залах для обслуживания посетителей должна быть обеспечена возможность соблюдения социальной дистанции в 1,5 метра, в том числе путем нанесения разметки. Такое же расстояние должно быть и между посадочными местами.
Входя в ресторан или кафе, посетители должны использовать маски и перчатки. На входе им могут измерить температуру бесконтактным способом. Также посетителям столичных предприятий общественного питания настоятельно рекомендуется обрабатывать руки антисептиком.
«К ним реально придут другие посетители после трех месяцев изоляции, и они должны это понимать. Просто ментально другие. Они будут хотеть, чтобы перед ними протирали столы дезинфицирующими средствами, надевать перчатки и маски. Чтобы в масках были официанты. Мы понимаем, что это необходимость сегодня», — отметила Елена Андреева, главный санитарный врач Москвы.
По-прежнему в городе временно запрещены:
— проведение свадеб, юбилеев, поминок, банкетов и других массовых мероприятий;
— открытие детских и игровых зон, буфетов и салат-баров, развлекательных зон, танцполов и других мест скопления людей;
— использование кальянов.
Возвращение к нормальной жизни: сроки и этапы
В связи с улучшением эпидемиологической ситуации Правительство Москвы проводит поэтапное снятие ограничений, введенных в марте — апреле. В рамках первого этапа с 12 мая к работе в полном объеме вернулись промышленные и строительные предприятия.
«У нас полмиллиона людей вышло на работу одномоментно. Посмотрели, что дальше. Потом открыли центры госуслуг, такси, каршеринг и так далее. Еще раз посмотрели. Потом следующее открытие, следующее. Каждую неделю смотрим, оглядываясь назад. А что произошло? Мы выдержали этот темп, не выдержали?» — отметил Сергей Собянин.
С 1 июня вновь заработали магазины непродовольственных товаров и большая часть организаций, предоставляющих различные услуги.
С 9 июня в Москве полностью отменили самоизоляцию и пропускной режим. Приступили к работе парикмахерские, салоны красоты, фотоателье и агентства по трудоустройству. Отменены ограничения на работу каршеринга.
К своей обычной деятельности вернулись общественные организации, киностудии, студии звукозаписи и научные институты. Театры, концертные организации и цирки могут проводить репетиции.
С 16 июня не только начали открываться летние веранды ресторанов и кафе, но и вернулись к оказанию плановой помощи стоматологические клиники. Возобновляют работу библиотеки, риелторские конторы, службы проката, рекламные, консалтинговые и другие агентства, предоставляющие услуги гражданам и бизнесу.
Для посетителей вновь открываются музеи, выставочные залы и зоопарки. Разрешается посещать и спортивные мероприятия, но при условии, что трибуны будут заполнены не более чем на 10 процентов.
Если эпидемиологическая ситуация продолжит улучшаться, то к следующему этапу смягчения ограничений планируется перейти уже 23 июня. В этот день могут быть открыты стационарные заведения общепита. Будут сняты ограничения на работу фитнес-клубов, бассейнов и физкультурно-оздоровительных комплексов. Возобновится пассажирская навигация по Москве-реке, включая прогулки на речных трамвайчиках.
Также будут отменены ограничения для детских садов, в том числе негосударственных.
В обычный режим работы вернутся учреждения социальной защиты населения.
Кроме того, 23 июня планируется снять ограничения на использование элементов общественной инфраструктуры — детских и спортивных площадок, комплексов уличных тренажеров и так далее.
«Так как мы понимаем, что этот вирус уже не уйдет, он останется навсегда, надо как-то приспосабливаться к этому. На всю жизнь себя закупорить в четырех стенах, закрыть все — это же не выход. Надо снять, сгладить все риски, которые дают неуправляемую ситуацию, ввести ее в управляемый режим, а потом привыкать к новой жизни. Делать такие нормы, которые будут гарантировать, что мы будем жить нормально, что не будет этих всплесков неуправляемых. Когда медицина справляется, можно раскрываться и раскрываться, а медицина у нас с тройным запасом», — добавил Сергей Собянин.