Бортовой камень устанавливают для разделения дорожных поверхностей: для отделения проезжей части от тротуара или велосипедной дорожки, пешеходной части от газона или клумбы, и т.д. Это обязательные элементы не только в городском пространстве, но и на загородных участках. Без бортового камня песчаные и щебенистые слои основания быстро осыпаются, что разрушает мощеную поверхность.
Как известно, укладка тротуарной плитки проводится в несколько этапов. Среди них:
- Планирование, разметка
- Вывоз ненужного грунта с территории
- Уплотнение почвы
- Укладка тепло- или гидроизолирующих слоев
- Укладка геотекстиля
- Установка дополнительных слоев основания
- Установка бортового камня
- Укладка несущих слоев основания и их поэтапное уплотнение
- Устройство подстилающего слоя
- Укладка тротуарной плитки
- Подрезание плитки по периметру
- Заполнение швов между элементами плитки
В данной статье мы подробно остановимся на этапе установки бордюрного камня.
Содержание
1. Последовательность работ
2. Технология установки бортового камня
3. Устройство пешеходных дорожек
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
В зависимости от выбора конструкции и проекта мощения, порядок установки бордюрного камня может меняться. Он определяется соотношением высоты бордюра и толщины всех слоев основания. Стандартная высота бортового камня составляет 20 см. В то время как толщина всех слоев основания может колебаться.
К примеру, рассмотрим случай, когда высота бортового камня превышает суммарную толщину всех слоев основания. Чтобы в результате бордюрный камень был вровень с тротуарной плиткой, проводят работы в следующем порядке.
Когда площадь под мощение распланирована, грунт утрамбован, сразу же приступают к установке бортового камня по всему периметру. Этот случай наиболее прост, ведь бортовой камень сразу же изолирует последующие песчаные и щебенчатые слои от осыпания. Пристальное внимание стоит уделять высотным отметкам верхних краев бортовых камней. Таким образом, значительно облегчается расчет толщины слоев основания.
Когда в проекте предполагаются тепло- или гидроизолирующие слои, их нужно укладывать сразу после установки бортового камня.
Последовательность работ в данном случае проходит по следующим этапам:
- Уплотнение грунта
- Установка бордюрного камня
- Укладка дополнительного основания
- Установка несущих слоев основания
- Укладка дренажного слоя
- Установка подстилающего слоя
- Укладка тротуарной плитки
Данный случай чаще всего характерен для сыпучих грунтов с небольшой нагрузкой на полотно (например, пешеходная зона).
Другой вариант на практике можно встретить намного чаще. Он предполагает, что толщина всех слоев основания значительно превышает высоту бортового камня. В данном случае действуют по следующему принципу: земляное полотно укрепляют, обустраивают дополнительные песчаные или щебенистые слои основания. Лучше всего рассчитать высоту данного слоя таким образом, чтобы она идеально подходила для установки бортового камня, иначе придется создавать для него дополнительное основание. После установки бордюрного камня, устанавливают следующие слои основания: несущий, подстилающий, укладка плитки.
Установка бортового камня – один из важнейших этапов создания мощеной поверхности, от них во многом зависит вся геометрия укладки. Поэтому необходимо контролировать качество их установки по следующим параметрам:
- Высотные отметки. Отклонения не должны превышать 3-4 мм
- Ровная внешняя линия по всей длине
- Отсутствие выемок выпуклостей
- Швы между бортовыми камнями не более 0,5 см
- Горизонтальные отметки. Отклонения не должны превышать 1 см
- Радиус кривизны на закругленных участках
ТЕХНОЛОГИЯ УСТАНОВКИ БОРТОВОГО КАМНЯ
Все бортовые камни устанавливаются следующим образом:
Согласно проекту осуществляется выемка грунта по всему периметру. Грунт уплотняют механическим или ручным способом. Далее укладывают основание из щебня, которое несколько раз трамбуют виброплитой. На подготовленное основание устанавливают бордюрный камень. В редких случаях щебенчатое основание заменяют бетонной стяжкой одинаковой толщины. Такая работа гораздо более финансово затрата и трудоемкая, и в большинстве случаев нецелесообразна.
Тяжелый бортовой камень устанавливают при помощи клещей или, в их отсутствии, двух строп длиной около 3 метров. После установки камня на подготовленное основание, его с двух сторон укрепляют раствором бетона. Для этого применяется так называемый «тощий» бетон.
Во время устройства бордюрного камня натягивают цветной шнур по периметру. На подготовленное щебенчатое основание укладывают раствор (на 5-7 см больше, чем положено), а на него устанавливают камень. Для регулировки ровности используют строительный уровень.
В результате того, что раствора было уложено больше необходимого, камень будет выступать над шнуром. Далее его простукивают резиновой киянкой, чтобы камень встал идеально по уровню. На этом этапе нужно качественно контролировать высотные отметки верхнего края бортового камня. Швы между камнями должны составлять не более 5 мм. Их заделывают раствором одинакового с камнем цвета. Излишки раствора аккуратно удаляют мастерком, швы шлифуют.
Бортовые камни, которые изготавливаются методом сухого вибропрессования не имеют ярко выраженной лицевой стороны. Однако общепринято считать лицевой сторону, где есть фаска.
УСТРОЙСТВО ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК
Для устройства пешеходных дорожек требуется большое количество бортового камня, он в обязательном порядке должен быть установлен по двум сторонам дорожки. Следует помнить, что для создания дорожки шириной 1 м и длиной 100 м потребуется в 5 раз больше бортового камня, чем для обустройства площадки 10 на 10 м. Именно геометрия укладки определяет количество камня, которое нужно будет закупить. Кстати, это так же качается стоимости проведения работ. Она рассчитывается отдельно из стоимости установки камня и отдельно из цены на работу по укладке тротуарной плитки.
Довольно распространенной задачей считается создание дорожки между двумя газонами или клумбами. Например, такие дорожки часто можно встретить в парках, скверах и на загородных участках. В таких случаях бортовые камни устанавливают таким образом, чтобы газон был на пару сантиметров ниже верхнего края бортового камня. Это необходимо для того, чтобы во время дождя земля не стекала на дорожку вместе с водой и не загрязняла покрытие.
Для того чтобы на дорожке не скапливались лужи, необходимо рассчитать уклон и обеспечить дорожку водоотводами. Центральную часть дорожки приподнимают так, чтобы уклон в сторону края составлял 2-3% на метр.