Найти тему
Олег Чекрыгин

Абсолютная фальшь

Освящение храма ВС
Освящение храма ВС

Главный храм” ВС РФ собравшиеся воины не использовали по назначению. Но это не значит, что у него нет большого будущего

Это зрелище долго не сотрется из памяти. Наверное, от него будут вести отсчет финишного этапа патриаршества Кирилла (Гундяева). Суетливо, с красным лицом и в коричневом облачении он совершил в минувшее воскресенье “поскору” “освящение главного храма” ВС РФ. Объекта, как уже тысячекратно отмечалось аналитиками — как православными, так и неверующими, как консервативными, так и либеральными, — совсем не религиозного, во всяком случае — точно не христанского. Неудивительно поэтому, что действо оставляло жутковатое впечатление, которое идеально кореллировало с коричнево-зелеными тонами “храма” и каменными выражениями лиц свезенных на него военнослужащих.

Зрители прямой трансляции “освящения” (ставшего, кстати, первым публичным богослужением Кирилла аж после самой Пасхи) справедливо отметили, что собранные под мрачными сводами генералы и курсанты — все как один — не крестились и не кланялись. Трансляция запечатлела единственное исключение — синхронное наложение на себя крестного знамения во время великой ектении, при поминовении имени Патриарха. Немудрено — ведь именно в этом момент размашисто перекрестился стоявший на солее министр Шойгу. Больше никакого благочестия собравшиеся не проявляли — и к чашам причастия дружно не подошли, хотя их и вынесли “с запасом”. По официальной легенде, “главный храм” строился на добровольные пожертвования вот этих военнослужащих и для их соборной молитвы. Видимо, за время строительства религиозные взгляды ВС РФ успели резко поменяться… Впрочем, подобная тенденция, молитвами и трудами одного эффективного менеджера, охватила сегодня все российское общество. Посещать храмы РПЦ МП (особенно такие) становится едва ли ни неприличным…

Еще характерная деталь — уже не духовного, а чисто гуманитарного свойства. Вопреки всем гарантиям организаторов действа, никакие санитарные нормы на нем — в условиях пандемии коронавируса, когда РФ, между прочим, давно стоит на третьем месте в мире по числу заразившихся! — не соблюдались. Маски были надеты только на служащих ФСО, охранявших Патриарха (от Вооруженных сил?). Ни малочисленные клирики, ни многочисленные солдаты и офицеры, включая самого министра, масок и перчаток на себе не имели. Что, между прочим, является грубым нарушением как установлений санитарных властей, так и распоряжений самой Московской патриархии. Стоит ли говорить о том, что и социальная дистанция собравшимися не соблюдалась? Военнослужащие стояли плотными рядами, как на параде, без всяких 4 кв. м на человека, предписанных и гарантированных патриархей!

Абсолютная фальшь происходящего подчеркивалась фейковыми (с исторической точки зрения) образами и мозаиками, “украшающими” храм, вперемешку с советскими коммунистическими символами (те же звезды, красные флаги и т.п.), которые еще совсем недавно воспринимались верующими как символы их гонителей-атеистов. (Жаль вот, Сталина в последний момент от стен “храма” отскоблили.) Апофеозом фальши стало дарение Патриархом Кириллом министру Шойгу иконы Божией Матери (явно конца XIX — начала ХХ вв.), которую глава РПЦ МП представил как подлинную чудотворную икону Божией Матери Каплуновскую, которая “была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года”. Простейший, доступный школьнику начальных классов, сравнительный анализ этой иконы с изображениями оригинала, проведенный, например, протод. Андреем Кураевым, показывает, что Патриарх дарит очень поздний и не вполне точный список с Каплуновской иконы, оригинал которой в настоящее время находится в Украине. Поверить в подобное невежество Кирилла довольно сложно. Остается надеяться, что столь необычным образом (равно как и беспрецедентным коричневым цветом своего литургического облачения) “многоопытный” предстоятель пытался послать сигнал о своем подлинном отношении к происходящему.

В российском обществе (по крайней мере, в пространстве масс-медиа и соцсетей) уже сложился консенсус, что какая-либо религиозная жизнь объекту в парке “Патриот” не светит. Самая вероятная его перспектива — главное здание будущего музея тоталитаризма, который будет создан в России по завершении нынешнего безвременья. Такой концентрации пропагандистской мифологии, советско-великодержавных символов, зловещей “эстетики” и бездарно потраченных миллиардов, пожалуй, нигде больше нет. “Государственное православие” также станет вполне органичным экспонатом того будущего музея тоталитаризма, который предоставит мощную вакцину от подобных идеологий будущим поколениям.

Как раз кстати — в связи с этим — прямо накануне “освящения” замминистра обороны РФ Тимур Иванов анонсировал помещение в музей при “храме” ценных реликвий — костюма и фуражки Гитлера. Министерство потом, правда, давало разъяснения, что слова “реликвии” и “Гитлер” были в двух соседних предложениях генерала и друг с другом напрямую не ассоциируются. Зря оправдываются! Для музея такого профиля и назначения эти экспонаты просто необходимы.

Александр Солдатов