Найти тему
СВЕТ и ВРЕМЯ

Лекция №8. Короткая и длинная выдержки. Область применения

Фото автора. Выступление барабанщиков с эффектом дождя
Фото автора. Выступление барабанщиков с эффектом дождя

Фотография развивалась с помощью науки и не оставалась у науки в долгу. Благодаря способности останавливать мгновения, биология обогатилась множеством интересных фактов.

Например, еще в 1878 году фотограф Эдуард Майбридж, сделав снимки скачущей лошади, пришел к поразившему всех выводу: оказалось, что в галопе бывают мгновения, когда копыта коня не касаются земли, а человеческий глаз это уловить не может. Тогда ему пришлось поставить дюжину камер, спуск, который производился поочередно набором веревочек.

-2

Изобретение короткой выдержки позволило сделать еще одно открытие в мире зоологии. Стало известно, что дятел при своей работе, высовывает из клюва свой длинный язык. Это позволяет амортизировать удары по дереву со скоростью 20–25 раз в секунду (что почти вдвое превышает скорость работы пулемета) 8000–12000 раз в день, которые совершает дятел.

Я не нашла эти замечательные фотографии в открытом доступе, но по этим ссылкам вы сможете ими насладиться

https://regnum.ru/pictures/2186757/1.html

https://www.flickr.com/photos/lauraerickson/45235232634/

Я думаю, мои читатели тоже знают много таких случаев, которые позволили фотографированию на короткой выдержке открыть мир еще полнее.

Как мы говорили с вами в предыдущей статье (ссылка в конце), минимальное значение выдержки при съемке с рук и без стабилизатора должно быть 1/160 или 1/200 секунды. Эта величина позволяет снять даже очень быстро двигающийся объект четко.

Если света слишком много, а диафрагму увеличивать не хочется - выдержку можно еще больше сократить при условии съемки при постоянном свете. Это солнце, либо софиты. При этом надо понимать, что идеального по цветовой температуре искусственного постоянного света не существует. Поэтому в студии предпочтительно снимать при помощи импульсного света. Это вспышки, которые срабатывают синхронно с затвором. Выдержка при этом не должна превышать 1/200 секунды. Иначе краешек кадра будет затенен затвором.

Если же света наоборот не хватает, а ISO поднять нет возможности - лучше не увеличивать выдержку, а снять, пусть темный, но все же резкий кадр. Темный кадр можно исправить в графической программе, например в Photoshop. Особенно это не составит труда, если вы снимаете в RAW формате. Это заслуживает отдельного разговора.

А когда нужна длинная выдержка, спросите вы?

фото автора
фото автора

Ну, например, если вы снимаете статичные предметы без людей, например интерьер и хотите, чтобы люстры сияли во всей красе своим естественным светом, а при вспышке это полностью нивелируется, то тут без длинной выдержки не обойтись. Вы ставите фотоаппарат на штатив и при помощи шнурка, который спускает затвор или на отложенном спуске (3 минуты, например), снимаете идеальный кадр в естественном полумраке.

Еще один вариант - вечерняя или ночная съемка освещенных зданий. На короткой выдержке изображение будет смазанным, а очень большой ISO либо даст крупную зернистость, либо вообще не поможет.

Еще длинная выдержка может быть художественным приемом для передачи движения спортсмена или механизма.

Когда-то я работала фотографом в одном глянцевом журнале, который устраивал мероприятие. Передо мной стояла задача сделать репортажные снимки большого количества гостей. К сожалению, реальная ситуация была не столь радужна. В этом здании есть балкончик, с которого можно снимать большой проходной вестибюль. Я поставила там фотоаппарат на штатив и направила объектив вниз, сделав фото проходящих людей на длинной выдержке. Получился эффект толпы.

Спасибо за внимание, ваша Елизавета Яхно.

Продолжение следует...

Обещанная в тексте ссылка здесь