Великий татарский композитор Назиб Жиганов свой последний автограф оставил на нотах оперы «Джалиль», и это весьма символично. С Джалилем музыкант подружился еще в начале 1930-х, и его имя причудливым пунктиром прошло через творчество Жиганова. Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» расскажем о предмете, соединившем имена четырёх мэтров татарской культуры.
Взаимоотношения Мусы Джалиля и Назиба Жиганова – это и крепкая дружба, и один из самых плодотворных тандемов в истории татарской культуры. У Жиганова с Джалилем связаны 4 оперы: две написаны на его либретто («Ильдар» и «Алтынчеч») и еще две посвящены поэту. Первую, под названием «Поэт», композитор создал еще в 1947 году, когда официальная пропаганда считала Джалиля предателем, а сам поэт был включен в список особо опасных преступников.
– Героя звали Нияз Уралов. Казанцам было понятно, что Джалиль с Урала – это как раз Нияз Уралов. Он там тоже уходит на фронт, попадает в плен, остается верен присяге, героически гибнет... Официально это было всем защищавшим Родину людям искусства. Автором либретто был Ахмед Файзи, собственно он и познакомил Назиба Гаязовича с Джалилем, – рассказывает внук композитора и заведующий музеем Жиганова Алексей Егоров. – Было более десятка аншлаговых спектаклей, прежде чем до тех кому надо дошло, о чем и о ком эта опера... Её сняли. Жиганов рассказывал: «Нас с Ахмедом вызвали кое-куда, но мы позиций своих не сдавали и огрызались как могли». А тем, кто критиковал и поносил эту оперу, он ответил просто: «Вы дубовые и липовые критики».
Когда открылась правда и Джалиля реабилитировали, композитора снова вызвали и поручили восстановить оперу. Тогда Жиганов заявил, что напишет новое произведение. Это решение вызвало недовольство у партийного начальства. «Ты не можешь представить, как мне начали мешать... Как будто им или мне решать о чем мне писать», – напишет в своих воспоминаниях композитор.
К 1957 году было готова новая опера, которая уже называлась прямо – «Джалиль». Произведение стало первой татарской оперой, поставленной на сцене Большого театра в Москве и в Европе – Пражском оперном театре.
В 1988 году выходит обновленная версия оперы, ее премьера состоится во время Дней литературы и искусства ТАССР в Башкирии. На концерт выезжает весь цвет татарской культуры: композитор Назиб Жиганов, дирижер Фуат Мансуров и исполнитель главной партии - Хайдар Бигичев. Среди музыкантов был и талантливый пианист, Марат Сиразетдинов, которого Жиганов очень высоко ценил. Перед поездкой мэтры оставили автографы на нотах «Джалиля» для молодого музыканта.
Так клавир – оперы-поэмы Назиба Жиганова «Джалиль» объединил имена трех великих татарских музыкантов и одного поэта. Для семьи Жиганова, бережно хранящей память о композиторе, это ещё и очень эмоциональный предмет – здесь последний автограф музыканта.
– Там есть дата: 29 мая. А в ночь на второе июня земной путь Назиба Гаязовича прекратился... После триумфальной премьеры как раз вот этой оперы «Джалиль» в Уфе, когда музыкантов, автора, дирижера не отпускали в течение 40 минут. – говорит Алексей Егоров.
Свидетели той премьеры называют ее настоящим триумфом. Последним жизни Назиба Жиганова. Его автограф на клавире оказался тоже, последним...
Антон Райхштат совместно с музеем Назиба Жиганова.