НАЧАЛО РАССКАЗА
ДЕНЬ 1. В ПЕКИНЕ
Возможно не все знают, что название "Пекин" не знакомо самим китайцам, оно было введено французскими миссионерами всего четыреста лет назад и прижилось в языках только некоторых стран, участвовавших некогда в активном развитии торговых отношений с Китаем. Так что если вам придет в голову спросить у местных, например, про рейс из Пекина или в Пекин, вам просто не смогут помочь. Столица Китая - Beijing (Бейцзин), что в переводе так прямо и означает - "северная столица". Как Бейцзин превратился в Пекин можно только предполагать. Давайте попробуем опираться на то, что любой язык текуч, и, например, согласный звук К в северных диалектах китайского действительно сдвинулся в сторону ЦЗ. Но вот Б, судя по всему, никогда не превращалась в П или обратно, так что тут никаких объяснений нет. Будем считать, что просто миссионеры в китайском были ох как не сильны и услышали то, что услышали. И теперь, побывав там сама, я точно знаю почему им можно это простить :)
Добро пожаловать
Еще в Москве стало понятно, что первым отелем в Китае должен стать не просто отель, а характерно-китайский отель. Благо такие были, располагались в знаменитых китайских хутунах, имели форму маленьких дворов-колодцев и награждались национальным китайским антуражем в виде росписей, красных абажуров, скатертей и благовоний.
Хутуны – это тип постройки родом еще из средних веков, при котором дома группировались в обращенные внутрь общего двора четверки, выстраивались плотными рядами в цепочки, иногда вовсе без промежутков, и разделялись узкими улочками. Они являлись дешевым видом жилья и массово строились в войну, сейчас же фактически представляют собой исторические трущобы.
В каждом из городов хутуны имеют свой особенный характер, где-то очень высокие стены и в домах наружу нет окон; где-то вовсе нет традиционных дворов, только какие-то коммунальные лабиринты стен, когда не понятно это еще двор или уже часть чьего-то жилья; где-то они вовсе многоэтажные с открытым входом внизу и лестницей, уходящей прямо с улицы куда-то вверх, путешествуя по которой за пару пролетов сменишь несколько чьих-то кухонь, спален и других комнат с непонятным назначением, а добравшись на самый верх можешь оказаться на крыше и, пройдя несколько шагов начать спуск через другой то ли подъезд то ли дом с другими жильцами, которые, как ни странно, не только не протестуют, видя разгуливающих по их жилищу чужаков, но будто даже их не замечают. Мы бодро здороваемся - «Нихао!», получаем «нихао» в ответ и идем себе исследовать чужую кухню или спальню дальше.
Свой отель нам предстояло искать где-то в самом центре (где же еще сохраниться бедной средневековой постройке?) недалеко от метро Yonghegong (Lama Temple) в 7 утра под моросящим дождиком, предварительно совершив экскурс в «сеть публичной транспортации» Пекина, а также, получив первый опыт контакта с внеземной цивилизацией.
Опыт мы решили не откладывать и обзавелись им сразу по прилету при поиске аэроэкспресса в город и покупке проездных на экспресс/метро/автобусы (Yikatong card). Аэроэкспресс пришлось ждать на -3 этаже терминала прямо на полу (в нашем случае, прямо на сумке и тележке) около 40 минут. Жутко хотелось спать, уже сам вид горизонтально расположенного походного рюкзака начинал вызывать подозрительно приятные чувства. Заснуть, впрочем, не удалось, у закрытых дверей к аэроэкспрессу начинался особый китайский процесс – построение очереди. Удивительно, может у них в школе дисциплина есть такая, но каждый китаец хорошо знает, как, когда и где постоять в очереди, а главное, похоже, получает от этого удовольствие. Очереди всюду, обычно огромные, и они всегда (вообще всегда) выстраиваются заранее, то есть сразу по обнаружении места, где можно постоять. Будет между поездами интервал в час, будьте уверены, очередь будет построена прямо за час и весь час безропотно простоит. Даже если в ней вообще смысла нет, например, если ждут поезд с заранее определенными в билетах местами. Зато очень удобно нам, всегда есть невостребованные места на диванчиках в залах ожидания вокзалов :). В аэропорту не было ни диванчиков, ни уверенности, что хватит сидячих мест в экспрессе - пришлось уподобиться китайцам и вкатиться в очередь прямо на тележке, стоять никаких сил не было тоже.
К слову, несостоятельность очереди стала очевидна сразу же, как двери открыли. Миновав вход, она растеклась по кассам, а затем окончательно растворилась у вагонов, тут же образовав там новые цепочки, покороче.
Начитавшись ужасов про час-пик в Пекине, мы были готовы к тому, что не сможем проделать с багажом весь путь от Аэропорта до отеля и вместо метро придется воспользоваться такси. Однако, ужаса не случилось. Напрасно нас пугали профессионально толкающимися китайцами - во время пребывания в Китае чаще и более профессионально толкались как раз мы. Даже слово выучили специальное – «цзегуан!» (посторонитесь) – раньше, чем «до шао?» (сколько стоит?). Оно и не удивительно, Китай, выражаясь мягко, перенаселен.
Но сейчас в 6:30 утра мы не только спокойно погрузились в аэроэкспресс, но даже нашли там свободные места, а потом, также не отметив особых сложностей, благополучно добрались до своей станции на метро. Ни тогда (в понедельник утром), ни в другие дни и время, час-пик замечен не был, хотя мы очень к этому стремились. Только не подумайте, что это значит, будто в метро мало людей, просто их там, как и везде в Китае, много всегда.
Улица, ведущая от метро к нашему временному пристанищу, удивительным образом преображалась в разное время суток. Утром, когда мы шли по ней в поисках отеля под моросящим дождиком, впервые обозревая Пекин, это была пустынная улочка со спящими створками то ли дверей, то ли витрин, более похожая на сонную улицу маленького рабочего городка, чем центр столицы Китая. Днем превращалась в оживленно гудящую торговую аллею со снующими туда-сюда китайцами, галдящими зеваками, суматошным движением на проезжей части и тротуарах, всевозможными звуками и запахами, а вечером обнажала тайную жизнь своих обитателей, кто-то спит прямо на лавочках, кто-то целуется, кто-то ругается, кто-то молится и что-то сжигает в урне…
В виду особенностей постройки, в хутунах легко запутаться, однако свой отель мы нашли легко и не раз еще радовались его удачному расположению. Гостеприимные двери The Classic Courtyard’a притаились в недрах старинных лабиринтов в 30 метрах от основной улицы, разительно выделяясь на общем фоне серых стен.
В крохотном фойе нас ждал крохотный женоподобный китаец, очень отзывчивый, но едва ли говорящий на английском. Особо говорить тут, впрочем, не требовалось, к тому же очень хотелось спать, чем мы и занялись, как только оказались в номере. Тоже, конечно, в крохотном :)
В планы первого дня входил стратегически важный пункт – разобраться с билетами из Пекина в Лоян.
З-х недельный маршрут предполагал множество внутренних перемещений по стране и максимум билетов мы постарались купить заранее из Москвы, опасаясь, что на месте будет сложнее или вовсе поздно. Но если покупка билетов на самолёт не представляла проблемы, все внутренние перелеты легко бронировались через ctrip.com и стоили относительно не дорого, то с билетами на поезд дело обстояло хуже. Купить их можно было только через посредников с огромной комиссией, даже полюбившийся ctrip просил дополнительные 1700 р. за два билета, что приближало стоимость переезда к стоимости перелета, поэтому заранее мы купили только билеты на первую поездку из Пекина в Лоян, а остальные решили брать на месте.
Билеты до Лояна покупались в расчете сразу после Пекина отправиться в Шаолинь, но последние часы, проведенные над маршрутом перед посадкой, решили исход дела, показав, что как бы нам ни хотелось подружить знаменитый Шаолиньский монастырь в окрестностях Лояна, знаменитую гору Хуашань в Хуаине и еще более знаменитую Терракотовую армию в Сиане, одна из знаменитостей обязательно отваливалась – оказывалось, что мы либо долго/не вовремя едем, либо не спим, либо не успеваем слезть с горы, а то и вовсе опаздываем на следующий в списке самолет в Чжанцзяцзе. В итоге, маршрут попрощался с Шаолинем, поскольку дорога туда была самой неудобной (добираться и выбираться непрогнозируемо долго, к тому же негде оставить багаж), восхождение на гору пропустить мы никак не могли, а Терракотовая армия фактически символизировала Китай - не были там, значит не были в Китае.
Почему Шаолинь Китая не символизировал, не известно, но статьи, прочитанные о посещении монастыря, восхваляли в основном пагоды, тишину и отсутствие толп людей. Пагод в Китае на каждом шагу, а цену тишине и отсутствию пяти китайцев на квадратный метр мы тогда еще не знали. Таким образом, следующим пунктом назначения вместо Лояна оказалась Хуашань, а первой задачей в Пекине - поездка на вокзал, чтобы поменять билеты.
Надо сказать, что предстоящая операция нас немного беспокоила (ладно, меня - много), потому что распечатать купленные заранее билеты, просто ткнув в окошко бланк электронной покупки - это одно, а поменять их на другие, объяснив что именно нужно (словами, на шумном вокзале, на другом языке) - явно другое. То, что в Китае даже в сервисных службах, не считают владение английским необходимостью, и объясняться предстоит вероятно на пальцах, мы уже догадывались.
Мы-то еще только догадывались, а Китай, видимо, уже все знал и, не иначе как сжалившись, дал проспать до обеда. Моросивший утром дождик превратился в настоящий ливень, несколько раз будивший нас гулом и убеждавший, что на вокзал пока еще ни к чему...
Спасибо, что читаете :)
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ТУТ