Наткнулась на такую статью в Интернете. И там со всей силой юношеского максимализма (понятия не имею, сколько оппоненту лет, но максимализм всегда признак подростка) автор отстаивал право не любить классиков. И даже аргументированно отстаивал свое мнение.
Это так напомнило меня лет 15 назад. Я помню, абсолютно так же ревностно доказывала, что я имею право не любить Л. Толстого. Я имею право не соглашаться с общепринятым мнением, это вообще ничего не говорит обо мне, о моем интеллекте, это всего лишь вопрос вкуса.
И тогда один очень мудрый подросток (он как раз был именно подростком то ли 16, то ли 17 лет ему тогда было), сказал, что не стал бы так категорично о классиках. Идет время, мы меняемся и то, что раньше нам совсем не нравилось, может стать очень близким, понятным, раскрыться, заиграть новыми красками. Потому что все же большинство романов писались авторами не в возрасте 20-25 лет (исключения действительно редки). Так почему мы считаем, что в этом возрасте, а тем более в школе, сможем их оценить? Вот Л. Толстой может стать любимым писателем в 60–70 лет. Стоит просто допустить такую мысль, не закрывать эту дверь. Может, и не станет. А может быть, станет. Жизнь длинная, все может измениться.
Так мне эти слова запали в душу.
А потом я стала потихоньку перечитывать классиков. Я читала их в школе, я читала их в университете. И вот встреча 20 лет спустя.
Это какое-то невероятное открытие. Я вдруг поняла, что школа фактически делает прививку детям от серьезной литературы. Достаточно попробовать продраться в школе сквозь дебри философии, истории, психологизма зрелых людей, переживших многие травмы, и – вуаля – ты начинаешь верить, что все это устаревшая мутотень и скукотища, что читать надо что угодно, но только не это, а слухи о величии русской литературы сильно преувеличены. Да, бывают исключения, когда учитель литературы настолько талантлив, что может по-настоящему увлечь ребят, показать всю красоту и глубину произведения. Но, согласитесь, это, скорее исключение, чем правило.
И главный-то вывод: подросток был прав. В жизни многое может измениться. Нелюбимый писатель может стать любимым. Если мы дадим ему шанс.
Так что сейчас у меня есть писатели, чьи личности мне неприятны. Но я уже не говорю, что не люблю творчество этих писателей. Я лишь говорю, что пока их для себя не открыла.
А вы каких писателей не любите?