Моя приятельница Юля никак не могла понять почему ее так тянет "причинять людям добро". Это конечно не основное занятие. Но каждый раз, когда кто-то из близких или коллег испытывал трудности в решении своих проблем, Юлька была готова "бежать впереди паровоза", чтобы оказать помощь.
Сначала, в юности она возложила на себя заботу о семье, так как у родителей возникли финансовые сложности и они, находясь в депрессии, были не в состоянии растить детей. Когда отец совсем слег она очень боялась его потерять и просила у Бога продлить его дни, она была готова заботиться об отце столько сколько будет нужно, даже в ущерб своей личной жизни (девчонка была невестой). В это время на ней был еще младший брат (мать уехала на заработки). Будучи беременной сама хоронила отца.
Потом она не раз принимала решение следовать как "жена декабриста" за мужем и его заботами, была ответственным работником, который всегда вытащит рабочий процесс из "ж-пы" и бессменным родительским комитетом все школьные годы своих детей. Часто неосознанно старалась всем угодить и сгладить острые углы. Вот на ней все и ехали.
Юля не раз слышала в свой адрес мнение о том, что "до добра ее доброта не доведет" и, что нужно думать о себе. Но то стыдно было только о себе думать, то вообще возникала мысль, что это в прошлых жизнях она этим людям что-то плохое сделала и вот теперь отрабатывает. Оказалось все еще сложнее.
В Юлиной семье считали, что "сор из избы выносить нельзя". И вообще, что семья на первом месте. Она была смышленой, доброй, обаятельной девочкой и мама старалась это подчеркивать. Но одновременно с этим, постоянно, в случае ошибок и промахов, Юля слышала от матери фразу: "ну разве так можно? ты подумала что скажут люди?"
А когда у Юли начали раскачиваться "подростковые качели" в характере, то мама могла и вовсе объявить молчанку пока Юлька не одумается. Девочка переживала и не нашла лучше способа, чтобы завоевать любовь близких, как быть послушной, доброй и внимательной.
Поскольку прежде всего дома закладывается коммуникативный стиль общения, то ребенок в дальнейшем эти действия начинает проецировать на людей вокруг него, чтобы заслужить внимание, любовь, чувство безопасности. То есть это такая модель приспособительной стратегии, которая является защитной, но не всегда выражает подлинные чувства.
Со временем истоки этого состояния забываются, но человек остается этаким благодетелем, который хочет, чтобы все вокруг были счастливы. Он будет добр, щедр, всегда готов помочь и поддержать. И, зачастую, готовым из кожи вон вылезти. Но суть этой модели в общем-то не в том, чтобы угождать, а в том, чтобы успокаивать нервы и агрессию других людей.
Проблема в цене, которая платится за такую добродетель. Сосредотачиваясь на других эти люди теряют себя. Они не знают чего хотят именно для себя и ими легко пользоваться.
Поэтому задумайтесь прежде, чем манипулировать детской любовью и послушанием. А вместо того, чтобы ровнять ребенка на мнение "что же скажут окружающие", которое убивает инициативность и стирает личные границы, лучше объясните почему он поступает не логично или стыдно.