4 июня Гави, Альянс по вакцинам, объявил о сборе средств для расширения доступа к будущим вакцинам Covid-19 в развивающихся странах. Названная предварительным рыночным обязательством, или AMC, кампания будет по существу предварительно заказывать вакцины с залоговыми деньгами, резервируя их для использования там, где они необходимы.
Гави поддерживает множество вакцинных проектов: отдельно он собрал 8,8 млрд для вакцинации детей от ранних заболеваний, призывая обычных подозреваемых: Китай, Японию, Европейскую комиссию, Соединенные Штаты и несколько корпораций, таких как UPS и Unilever. Но вкладчики в COVID-19 AMC более эклектичны. До сих пор 12 участников включают Малую Страну Бутан, население которой составляет 800 000 человек, что меньше, чем столица США; некоммерческую группу "геймеры без границ" и компанию социальных сетей TikTok. Они вместе пообещали чуть более полумиллиарда долларов, и Гави надеется добавить еще 1,5 миллиарда долларов в ближайшие недели. Почему необходимо что-то вроде AMC? Это связано с тем, как фармацевтические компании оценивают вакцины.
Цены на лекарства обычно устанавливаются, чтобы позволить фармацевтическим компаниям получать прибыль после инвестирования в научные исследования и разработки. Но вакцины-это совсем другое: в целом фармацевтические компании устанавливают цены на вакцины исходя из того, сколько за них заплатят правительства Вполне предсказуемо, что это приводит к тому, что более богатые страны платят больше за вакцины, а более бедные страны платят меньше. И если что-то вроде AMC не делает заказ заранее, это означает, что более низкооплачиваемые страны могут оказаться в конце очереди.
Другие факторы могут увеличить этот разрыв. Если страна достаточно богата, чтобы работать напрямую с поставщиком вакцин, они могут заплатить больше, чтобы получить их быстрее; если вакцина AstraZeneca сработает, инвестиции в размере $1,2 млрд означают, что США получат изрядный кусок от первого миллиарда доз Другие страны могут объединять свои деньги в некоммерческие организации, такие как Панамериканская организация здравоохранения или ЮНИСЕФ, что может быть дешевле, но медленнее с поставками.
Успешная вакцина Covid-19 может столкнуться с узкими местами в производстве, что может привести к еще более высоким ценам. Всемирная организация здравоохранения говорит, что есть только 25 заводов по производству вакцин, которые могут распределить большие количества по всему миру, и из них только некоторые будут иметь необходимое оборудование для производства такого рода вакцины, которая в конечном итоге будет успешной. И даже при наличии достаточного количества вакцин, должно быть достаточно фармацевтического стекла, чтобы разлить его по бутылкам и распределить.
Это, в теории,где Covid-19 AMC войдет. По словам Гави, его цели заключаются в том, чтобы финансировать гарантии объема для конкретных производителей для кандидатов вакцины до того, как они будут лицензированы; взять на себя обязательства по рыночным гарантиям спроса, доступным для любого производителя; покупать дозы, когда они лицензированы и кто предварительно квалифицирован.” Другими словами, мы платим производителям вакцин за то, чтобы они обеспечивали продуктами более бедные страны.
Эта тактика работала и в прошлом: в 2009 году Гави запустил свой первый АМС, для пневмококковой вакцины. До сих пор эта АМС спасла примерно 700 000 жизней. Без АМК и других действующих механизмов более бедные страны могут остаться без вакцин для своих жителей даже после того, как они появятся на рынке для остального мира.