В одном из самых романтичных районов столицы — на Патриарших есть дом, как будто попавший сюда с венецианских каналов или площадей Виченцы. Мрачный и тяжеловесный фасад, отделанный шершавым рустом, громоздкие окна — здание это, а точнее целый комплекс не вписывается в привычный московский стиль.
Сейчас в Доме на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка расположен Институт Африки РАН. До этого здесь поочередно были посольства Польши и Германии, а еще раньше — Верховный Суд. Но все это до 1918 года. А сама история этой городской усадьбы началась немного ранее. И Правда, несмотря на ренессансный вид дата рождения итальянского палаццо на Московской Спиридоновке — начало ХХ века.
Гавриил Асланович Тарасов, московский купец первой гильдии, армянского происхождения, по отцу носивший фамилию Торос или Торосян. Семейное купеческое дело, а у Гавриила было ещё 4 брата, росло и развивалось на юге России, в городе Армавир. После смерти отца братья вели хозяйство, совместно управляя старыми и новыми предприятиями. В конце XIX - начале ХХ века братья перебрались в Первопрестольную, перенесли сюда Правление «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых» и стали московскими купцами.
В 1907 году Гавриил Тарасов (изменивший фамилию с Торос в угоду московской традиции) приобрёл на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка большой участок земли. Проект городской усадьбы, а точнее целого комплекса зданий Тарасов поручил архитектору Жолтовскому, предоставив ему не только неограниченное финансирование, но и полную свободу в выборе стиля и формы. Жолтовский, несмотря на то, что данный проект для сорокалетнего архитектора был одним из первых, отказался следовать московским традициям, и смело обратился к лучшим образцам итальянских палаццо. Конкретным итальянским прототипом особняка Тарасова стал палаццо Тьене, который был построен в Виченце великим Андреа Палладио в середине XVI века. При этом Жолтовский, перенося итальянский дворец на московскую почву переосмыслил пропорции здания, и взял за образец венецианский дворец Дожей. Палаццо Тьене имело более высокий верхний этаж, поставленный на более короткий нижний, дворец Дожей же наоборот имеет более короткий верхний этаж, поставленный на более высокий нижний. Декор же фасада палаццо Тьене был перенесён в Тарасовский дворец практически без изменений.
Усадьба Тарасова — целый комплекс зданий, образующий асимметричное замкнутое каре вокруг внутреннего дворика c фонтаном. Главный двухэтажный дом коротким, парадным фасадом выходит на Спиридоновку, а длинным — на Большой Патриарший переулок. Постройки, выходящие на внутренний, «итальянский» дворик разноэтажны, Единственный вход с улицы расположен по Большому Патриаршему, в дальнем от перекрёстка углу.
По замыслу архитектора уличный фасад был построен в виде двух независимых корпусов, на уровне улицы и первого этажа разделённых широким, в три арочных пролёта, проездом во внутренний дворик.
«Сложное сводчатое перекрытие над главным проездом поддерживали четыре пилона и восемь колонн в два ряда; над перекрытием, на уровне второго этажа, были устроены просторная открытая терраса и закрытая зала, служившая связью между двумя корпусами».
Особенно изыскана внутренняя отделка Усадьбы. Несмотря на то, что после 18 года все «жители» вносили «лепту» в убранство дома: таблички, гербы, витражи, мозаики и прочие следы пребывания, интерьеры особняка пережили XX век без серьезных потерь.
В отделке кессонные потолки сочетаются с росписями интерьеров в стиле Тинторетто и Тициана, Джулио Романо и Пинтуриккьо. Основные росписи делал постоянный сотрудник Жолтовского Игнатий Нивинский, а фриз и плафон большого зала расписал Евгений Лансере. По мнению историка архитектуры, биографа Жолтовского С. О. Хан-Магомедов дом Тарасова является
«одним из самых загадочных произведений Жолтовского, а может быть и всей архитектуры XX века. Загадка состоит в том, что сорокалетний архитектор, давно освоивший профессиональные приемы проектной разработки сооружений различного назначения, вдруг почему-то отбрасывает весь накопленный им опыт проектирования и начинает свою профессионализацию практически с самого начала, то есть с нуля».
Строительство дома Тарасова длилось с 1909 по 1912 год и было завершено уже после смерти заказчика в 1911 году. Имя заказчика высечено по латыни на пояске между этажами: «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI…» («Габриэль Тарасов построил лета Господня…»). Цифры с годом постройки дома утрачены.
Проект дома Тарасова и сама реализация проекта вызвала огромное внимание и ажиотаж, в том числе в профессиональной прессе. Подобное внимание к строению впоследствии сыграло с наследниками Тарасова злую шутку.
После смерти Гавриила Аслановича Тарасова наследниками стали его сыновья — Георгий и Саркис. И тут случился казус. Городские власти предъявили сыновьям покойного к уплате налога на наследство огромный счёт. Такая непомерная сумма была обусловлена как богатством внутренней отделки, так и множеством рецензий на постройку Жолтовского в профессиональной прессе.
Братья Тарасовы пытались торговаться с властями, пытаясь доказать что стоимость дома не столь велика. Они объясняли, что усадьба их сложена из простого кирпича которому «посредством бетона придан вид глыб дикого камня». Они писали: «...конечно, постройка будет богатой, если она сложена из дикого камня, гранита, но та же постройка, сложенная из простого кирпича, будет иметь уже другой характер, то есть не богатый… Внутренняя отделка этих особняков также обычная, исключая плафона потолка расписанного художником, но и эта отделка совсем не так уж и дорога, что мы можем подтвердить счетами».
Однако городские власти настаивали на своём, и Тарасовым пришлось уплатить полную сумму.
Сейчас дом Тарасова на Спиридоновке является памятником архитектуры, и объектом культурного наследия, первой завершённой работой Жолтовского в духе итальянского Ренессанса, которому архитектор следовал до конца жизни.
Как уже было сказано выше, сейчас в особняке Тарасова располагается Институт Африки Российской академии наук. Тем не менее здание доступно для посещения — сотрудники Института регулярно проводят в интерьерах организованные экскурсии.
Все фотографии, за исключением специально помеченных принадлежат автору блога.
Если вам понравилась эта история - поставьте лайк!
А если хотите регулярно читать истории о путешествиях и приключениях Нежной совы - подписывайтесь на канал "Tender Owl" в Яндекс.Дзен, а так же на канал "Блог нежной совы" в Фейсбуке
Улицы и районы Москвы хранят тайны величественных особняков и загадки старинных усадеб. Я приглашаю Вас посетить вместе со мной самые неизведанные уголки столицы!
Неизвестная Москва. Золотые комнаты Дворца Демидовых.
Неизвестная Москва. Усадьба Разумовского на Гороховом поле
Неизвестная Москва. Усадьба Братцево
Неизвестная Москва. Усадьба Михалково.
Неизвестная Москва. Усадьба Грачевка (Ховрино)
Неизвестная Москва: усадьба Высокие горы.