Так заявил профессор Джиорджио Фраке, изучавший бесценную находку.
Туринская плащаница является самой мистической и таинственной реликвией в истории человечества. Она получила название по городу Турин, в котором хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя. Это ткань золотисто-желтого цвета длиной 437 см и шириной 111 см, весом 2,25 кг, на которой отчетливо виден двойной отпечаток тела человека. Она представляет собой льняное полотно, вытканное зигзагом, способом ручного ткачества, известным с античности. А теперь самое главное: считается, что в это полотно было завернуто тело Христа при погребении.
Период легенд и преданий
Нерукотворный образ-отпечаток какое-то время хранился у апостола Петра, а затем тайно передавался от ученика к ученику. Доподлинно известно, что до разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году плащаница находилась в храме Святой Софии. После взятия Константинополя во время Четвертого крестового похода плащаница исчезла. Появилась она лишь через 150 лет во Франции.
Обретение реликвии
Некто граф Жофрэ (Жоффруде Шарни в 1353 году публично объявил о ее нахождении у себя и передал плащаницу в приход местной церкви. Но он почему-то так и не смог объяснить ее происхождение.
Однако хроники сообщают, что в походе на Византию участвовал и рыцарь де Шарни. Опираясь на эти сведения, можно предположить, что его потомки сохранили плащаницу.
С 1578 года до наших дней плащаница хранится в специальном ковчеге в Турине, затем все права на реликвию перешли к Ватикану.
У нее была нелегкая судьба: плащаница пропадала, тайно хранилась, несколько раз горела, ее стирали и даже проваривали в масле. Но изображение так и не исчезло!
Гипотезы о нерукотворном лике
Первая дошедшая до нашего времени догадка о возможности появления лика на плащанице датируется X веком. Принадлежит они архидиакону Григорию из храма Святой Софии в Константинополе. Он предположил, что нерукотворный образ возник «из-за испарины смерти на лице Спасителя». Правда, неясно, что он понимал под этим явлением.
Сегодня существуют десятки теорий по поводу появления образа. Их можно разделить на группы: плащаница является результатом творчества художника, прямого контакта с объектом, радиационных процессов, но ученые пришли к выводу, что образ на льняной ткани обладает одновременно такими характеристиками, которые невозможно объяснить ни одной из выдвигаемых до сих пор теорий. А объяснить их сегодня наука не в состоянии.
Научное исследование туринского полотна началось в 1898 году, когда его впервые сфотографировали и на стеклянном негативе проявилось четкое отображение человека. В 1900 году профессор анатомии в Сорбонне Ив Делаже пришел к выводу, что оно безупречно до мельчайших подробностей. Врач установил следы от многочисленных ран на изображении замученного человека. Дальнейшие медицинские исследования лишь подтвердили мнение французского эксперта: на ткани были также зафиксированы следы от гвоздей в запястьях и ступнях, от ударов бичей на груди и спине, наличие на голове до 30 потоков крови из-за проколов, сделанных терновыми шипами.
Поразительно, что на плащанице не оказалось красящих веществ. Но на ней сохранилась пыльца 28 видов растений. Все растут Израиле и не встречаются в Европе. Удалось также установить, что на лице и на ногах погребенного кровь смешалась с пылью одного и того же вида.
Научный мир разделился. Одни исследователи считают, что источник этого воздействия все же имеет естественную природу. Другие же, напротив, полагают, что он стал следствием сверхъестественного события, известного как Воскресение Христа. Они утверждают, что для получения такого изображения необходимо воздействие на объект даже большего потока света, чем при ядерном взрыве. И это при условии, что сама ткань не сгорит! Но ни один разумный человек не станет говорить о возможности ядерной вспышки во времена Христа.
Похоже, что проведенные исследования подводят нас к мысли о справедливости второй точки зрения. Ведь уже доказано, что этот неизвестный фактор не подчинялся физическим законам диффузии или распространения света.
Где спрятано полотно?
В 1988 году Ватикан разрешил отрезать от плащаницы небольшой кусок размером около семи квадратных сантиметров.
Его, в свою очередь, разделили и передали трем независимым лабораториям в США, Великобритании и Швейцарии. Радиоуглеродный анализ показал, что плащаница была изготовлена в период с 1275 по 1381 год и не является, таким образом, подлинной. Эта неожиданная сенсация серьезно ударила по доверию к христианской святыне.
Но в начале XXI века эксперты Института криминалистики ФСБ России установили ошибочность сделанной ранее радиоуглеродной датировки. Оказалось, что иностранные специалисты не учли страшного пожара 1532 года, во время которого на ткань осели частицы сажи. В результате приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипшие на нее фрагменты сгоревшей древесины. Новейшие исследования в Оксфорде также подтвердили, что плащаница была соткана во времена жизни Христа. А затем в очередной раз опровергнуты.
Таким образом, свидетельства исследователей Туринской плащаницы и Священного Писания совпадают. Казалось бы, случайности быть не может. И тем не менее католическая церковь официально так ни разу и не признала ее подлинность. И сегодня Ватикан не спешит однозначно ответить на этот вопрос. Ведь сомнения еще остаются, и опровергнуть или подтвердить их, скорее всего, предстоит будущим поколениям.
В настоящее время плащаница хранится в герметичной серебряной раке с пуленепробиваемым стеклом. Ее круглосуточно охраняют 50 карабинеров. Но раз в 25 лет Туринскую святыню открывают для верующих. В очередной раз ее откроют для поклонения в 2025 году. Ждать осталось недолго.