Однажды, после поминок по моей тетушке, я, моя младшая дочь и мой двоюродный брат сидели и разговаривали. Мы с братом вспоминали близких и дальних родственников, их судьбы. Такой разговор не так уж часто затевается. Вспоминали с упоением, дополняя друг друга всплывавшими в памяти мелкими подробностями. Когда возвращались домой, мне дочь говорит:
«Вот сидели, и я чувствовала, что мы родственники! Что-то невидимое нас объединяло!».
Да, есть какая-то тайна в родственных отношениях. Приятная тайна. И, тем не менее, уж очень не просто они складываются.
Психологи поделили отношения на иерархические вертикальные и горизонтальные. Вертикальные - это родительско-детские отношения. Они таковыми останутся на всю жизнь. Заповедь о почитании отца и матери говорит нам о необходимости соблюдать дистанцию, проявлять уважение и заботу. Со всеми старшими родственниками выстраиваются похожие отношения. Даже со старшими братьями и сёстрами есть определенная доля родительско-детских взаимодействий. Вот тут и поджидают нас трудности. С одной стороны у детей выстраиваются равноправные, так называемые горизонтальные отношения. Но старшие всегда имеют определенную власть над младшими. Младшие вырастают и хотят независимости, самостоятельности. Им не хватает уважительного отношения со стороны старших. Это обижает.
В сущности, возникшая обида на родственников - это способ держать свою личностную границу,
пока другой способ держать границу не находится. В современном мире очень много говорится о выстраивании своих личностных границ. Что же это такое? Это определенный свод правил, который я предлагаю соблюдать окружающим меня людям в отношениях со мной. Конечно, не все захотят эти правила соблюдать! Тогда отношения портятся, могут исчезнуть совсем. Но у меня остаётся возможность какие-то пункты из моих правил убрать, сделать поправку на немощи другого человека. Это называется - договариваться.
Должны же мы носить немощи друг друга, чтобы исполнить Закон Христов! Хорошо бы осознавать и свои немощи вовремя! Бывает же, что завидуешь, скорбишь о благополучии ближнего, порой имеешь чрезмерные ожидания к родственникам в плане разного рода помощи - моральной, материальной, физической. А бывает, презираем близких за неудачи, ошибки или просто слабый характер.
Успешные родственники всегда привлекательны.
Все тянутся к ним. Не обязательно, преследуя меркантильный интерес. Просто с ними и сам чувствуешь себя удачливее. Но, оказывается, к ним не так легко подойти. То у них времени нет, то устали, то слишком расписанный график жизни у них. Начинаются разговоры, что зазнались, стали высокомерными. Такой момент , конечно, имеет место. Но нельзя не согласиться, чтобы стать успешным человеком, надо много трудиться. А это отнимает огромное количество сил, времени, умственной энергии. Поэтому на родных остаётся ровно столько ресурса, сколько остаётся. Граница проведена и с ней приходится считаться. Обидного здесь ничего нет.
Чтобы почувствовать родственное плечо совсем не обязательно собираться часто.
Кто-то встречается три раза в год, кто-то один раз, кто-то ещё реже. Мы, христиане, можем находиться ещё и в молитвенном общении друг с другом. При адекватной просьбе о помощи мало кто отказывает. Ключевое слово - адекватной!
Любопытно и тепло представляет Иван Сергеевич Шмелев психологию родственных отношений в своей повести «Росстани».
Вернулся в родное село постаревший Лаврухин Данила Степанович. Хорошо у него шло своё дело в Москве. Занимался банями, а потом ещё и строительством. После смерти жены отдал все в руки сына Николая. Всего у него было три сына, но в живых остался только Николай, имеющий семью - жену и троих детей. Две дочери и сын.
Родное село встретило Данилу Степановича приветливо. Как-то все были связаны родственными узами, пусть и дальними. Помнили все, как Данила Степанович пристраивал земляков на разные работы в своём хозяйстве. «Из многих дворов служили у него по постройкам десятниками и приказчиками, парильщиками и молодцами в банях...». Кланялись ему сельчане при встрече, благодарили. «И вот опять старый Лаврухин стал близким. Хоть ни у кого не прибавилось ничего, и все - таки веселей стало».
Данила Степаныч имел в своём селе усадьбу, где жила постоянно его родная сестра Арина. Следила за хозяйством, посылала иногда гостинцы семье брата. «И рада была Арина, что нет гордости в братце, что совсем помягчел Данила Степаныч, свой совсем стал...». У Арины в доме жил их состарившийся двоюродный брат, его все называли Захарычем, имевшим всего одну родную душу - внучку, которая овдовела и ее из милости держали в своём доме родные мужа. По приглашению Данилы Степаныча, она переехала к ним в дом. Ведь в большом доме всегда найдётся работа. Порой, глухой Захарыч напоминал главному герою его деда Софрона. «И рост такой же, и голова белая - белая, без лысинки, и повыгоревший казакинчик, в заплатах под рукавами».
Удивлялся Данила Степаныч, что « когда жил в Москве, за всякими делами и своей семьей все перезабыл, как и где кто живет из родных и свойства. Точно не было никого».
А на свободе, за самоваром, разобрали они с Ариной всю родню. Она всех знала, до грудных младенцев, знала много всяких семейных случаев. Интересно было нашему главному герою видеть свои многочисленные родственные связи. Хотя, кроме троих внуков от Николая, имел ещё небольших двух внучат от погибшего сына. Жалел их, посылал на лето к сестре, отдохнуть от Москвы. У Николая были уже взрослые дети. Внук Сергей приезжал к деду на мотоцикле. Шмелев пишет: «И когда сидели они рядом, Серёжа и Данила Степанович..., видно было, что это родные. Были похожи широкие открытые лбы и носы луковицами, добрые русские носы...».
Довелось умереть Даниле Степанычу в своём родном селе. Устроили по нему большие поминки, которые разные люди сравнивали по размаху с именинами. Наблюдали за гостями две взрослые внучки главного героя: «Видели рыжие и чёрные волосы, красные лица, засученные рукава, слышали гул. Родня...,есть здесь кумы, дети чьего-то деверя, и дяденьки , и свояки... Они их никогда не знали и не будут знать». Внук Серёжа прогулялся с одной из сестёр по селу. Особого содержания для себя они не видели во всей округе. Совсем не думали, что это их родная деревня, что воду из этой речки пил их дед , что из этой лощины вышел их род и теперь «совсем затерялась скоро совсем сотрется пройденная им здесь дорога».
Хорошо представлен переход от сельских семейных традиций к городскому укладу. Теряются связи. Чаще у горожан бывают жалобы на одиночество. Мало находится таких энтузиастов, которые берутся поддерживать связь со всеми родственниками, устраивать встречи. Не случайно, в психотерапии существует ряд направлений, позволяющих изучать свою родословную. Можно увидеть у кого жизнь удалась, эти люди рассматриваются как ресурсные фигуры. А кому-то повезло меньше. Есть возможность проанализировать ошибки, не исключено, что они передаются из рода в род. Человек не заброшенная комета на землю. Он имеет свои корни, он ветка одного большого родового дерева. Понимание этого факта делает нашу жизнь интересной и насыщенной..