27 июня 2020 года Хакасия планировала масштабно отметить 40-летний юбилей республиканского праздника «Тун пайрам» (Праздник первого молока). Однако из-за ситуации с коронавирусом «Тун пайрам», как и многие другие мероприятия этой весны и начала лета, проходит в онлайн-формате. О его истории и о том, как можно проводить традиционный праздник кочевого народа в режиме онлайн — в нашем материале.
В настоящее время учредителем республиканского праздника «Тун пайрам» выступает Министерство культуры Хакасии, а организатором — Центр культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева. В условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, сотрудники центра проводят полюбившийся жителям и гостям республики праздник виртуально. Виртуальный «Тун пайрам», как отмечается на официальном сайте учреждения, предполагает размещение на сайте и в официальных группах социальных сетей подборки информационных материалов о традициях коренного народа Хакасии и проведение онлайн-конкурсов и акций с 1 по 26 июня — в период празднования «Тун пайрама». Конкурсы специалисты организовали самые разные: конкурс сувениров, национального костюма, традиционной хакасской кухни — все желающие могут поделиться своим видеорецептом приготовления хакасского национального блюда. И так далее. В некоторых из конкурсов еще можно успеть принять участие — вся информация на сайте учреждения.
История праздника
Историю национального праздника, традиции его проведения, пожалуй, лучше всех в Хакасии знает знаменитый этнограф, доктор исторических наук, профессор Виктор БУТАНАЕВ. Вот что ученый пишет в одной из своих работ о празднике «Тун Пайрам».
У хакасского народа бытовали различные традиционные праздники, которые подразделялись на общественные, семейные и промыслово-обрядовые. Среди них видное место занимает общественный праздник Тун, проводившийся в степных районах Хакасии. Тун — это праздник первого айрана. Он обычно устраивался в конце мая — начале июня после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму, и появлялись первые молочные продукты. Праздник Тун был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хакасского хозяйства. К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливали березки, коновязь и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня, называемого по-хакасски «ызых». Ызых освящался шаманом и считался хранителем благополучия скота. Во время праздника выборный старец кроплением айрана на ритуальный костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились различные бега и конные скачки, соревнование в силе и ловкости и, конечно, традиционная борьба. Победителей щедро угощали айраном и аракой. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками, поэтому во время праздника Тун их нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна была быть съедена за время праздника. Оставлять ее на следующий день запрещалось. Праздник Тун — один из древних традиционных праздников скотоводов Южной Сибири. В конце XVIII века известный путешественник и ученый И.С. Паллас отмечал: «Самый большой праздник у каширских татар (племенная группа хакасов), так же как и у всех прочих язычников, есть Весенний (Тун), когда они кобыл доить начинают. Это бывает в июне, не все, однако, празднуют его в одно время. Каждый домовод копит на оный молоко дня за три или больше, чтоб выгнать из него водку. По первой разгулке собираются соседи из разных улусов в одно место и приносят на чистом поле, наиболее на холму, торжественную жертву (худайға пазырарға), с празднественными на восток молитвами... При праздничных жертвах имеет всегда присутствовать их кам или волхв. И тогда они посвящают лошадь — ызых. Посвященный таким образом ызых всякую весну, когда этот праздник Тун бывает, освящается снова, моют его молоком, с полынью (ирбен) топленым, и ею же окурив, хвост и гриву раскрася красными и белыми лоскутками, пущают в поле на волю» . В конце XIX века — начале XX века праздник Тун все больше сужал свои общественные функции. В 1909 году А. Адрианов описывает праздник Тун следующим образом: «Когда коровы начнут давать хорошие удои, обыкновенно в мае месяце, каждая семья устраивает особый праздник, первый айрантун. Хозяйка юрты разводит возможно больше айрана, перегоняет его в араку, и когда накопит 5–10 ведер, оповещает соулусников о предстоящем торжестве и приглашает их к себе “тункать” (по-хакасски “тунирға”), приурочивая это приглашение к праздничному дню воскресенью (когда все свободны от работы)». Айранные или кумысные праздники были характерными для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии, они были известны у монголов, бурятов, тувинцев. У тюркоязычных якутов весенне-летний кумысный праздник носил название «Тунах ысыах», а месяц июнь, когда проводили этот праздник, именовался «тунах».
Таким образом, хакасский праздник Тун имел не только аналогии среди народов Южной Сибири, но даже находил параллели в своем названии. В 1980 г. в связи с 50-летним юбилеем Хакасской автономной области было решено восстановить и проводить регулярно праздник «Тун». В новых условиях он получил и новое содержание. Поэтому в названии древнего праздника произошло изменение. К названию «Тун», имевшему узкий смысл, был добавлен термин «пайрам», обозначающий большой всенародный праздник. Таким образом, «Тун пайрам» — это возрожденный в новых советских условиях праздник скотоводов, вбирающий в себя букет лучших хакасских обрядов и традиций. «Тун пайрам» должен служить интернациональному воспитанию, демонстрировать достижения хакасской культуры, народного творчества и национальных видов спорта.
О возвращении традиции
Виктор Бутанаев был в числе активистов, благодаря которым в 1980 году в Хакасии и возродилась традиция празднования «Тун пайрама». В интервью газете «Абакан» ученый так рассказывал о том, как возникла идея возвращения народу его национального праздника:
— В 1980 году в Абакане готовились к празднованию 50-летия Хакасской автономной области, по заказу центрального телевидения нужно было снять документальный фильм о регионе. Директор бюро пропаганды Союза писателей Хакасии Юрий Забелин и редактор телевидения Юрий Пустовойт готовили сценарий для фильма. Как они справедливо посчитали, необходимо было показать национальный колорит нашего региона. Так, у них в сценарии праздник получил название Кӱрес (т. е. борьба — национальный вид спорта). За консультацией они обратились в ХакНИИЯЛИ, где я в те годы работал. «Кӱрес может быть элементом праздника, но сами праздники у нас называются иначе», — отверг я их вариант. Так как дело было в начале июня, я предложил назвать праздник Тун айран — праздник первого айрана. Айран играл огромную роль в жизни хакасов, из него готовилась масса продуктов — я насчитал до 40 видов. Все хакасы были в недоумении от моего предложения, так как никто из них, по их словам, никогда не слышал о таком празднике. Я же узнал о Тун айране от информаторов и из статьи известного исследователя Сибири А. Адрианова «Айран в жизни минусинских инородцев». Наш известный поэт Михаил Еремеевич Кильчичаков не согласился со мной: «Надо просто назвать Той». «Но ведь Той — это любой семейный праздник, свадьба, даже похороны называют “последний той” умершего человека», — в свою очередь не соглашался я. Директор ХакНИИЯЛИ Валентин Абрамович Асочаков обратился ко мне: «Ну что ты выдумываешь, Виктор Яковлевич — надо просто назвать “Улуғ кӱн” (т. е. просто “праздник”)». В общем, я встретил полное непонимание. Но времена тогда были партийные, я тоже был членом партии. И вот вызывает меня к себе первый секретарь обкома КПСС Геннадий Петрович Казьмин и спрашивает: «Виктор Яковлевич, ты даешь честное партийное слово, что такой праздник действительно был?» Я дал честное партийное слово, и руководство области поддержало мою идею празднования «Тун айрана». Правда, предложили немного изменить название — «Тун пайрам», т. е. «первый праздник». На основе этнографических данных я написал сценарий ритуальной части праздника, а Юрий Забелин нашел подходящее место — недалеко от станции Аскиз, на Базинской поляне. Я до сих пор считаю, что это было самое лучшее место для проведения «Тун пайрама». Когда только обсуждалась идея праздника, многие мои оппоненты говорили, что хакасы никогда не будут называть его «Тун пайрам», что не было такого праздника у наших предков. А теперь, спустя уже более 35 лет (сегодня — уже более 40 лет. — Прим. автора.), все считают, что «Тун пайрам» был всегда…
Подготовила
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из открытых источников