Мне не раз приходилось беседовать с христианскими семьями, где случались серьёзные конфликты.
И сегодня хотелось немного поговорить об одной распространённой проблеме. Но начнем мы с развенчивания пары мифов о семейных конфликтах, которые существуют в христианской среде (их гораздо больше, чем описано ниже).
1. Мифы о семейных конфликтах
Вообще-то их превеликое множество. Но вот парочка.
1.1. В семье нет виноватых, оба виноваты (в смысле, муж и жена)
В действительности, нередко встречается так, что одна сторона является причиной конфликта, а другая подливает «масла в огонь» своей неверной или греховной реакцией. Но если происходит раскаяние и перемена инициатора конфронтации, то достаточно быстро выправляется поведение и отношение другой. Да, бывает так, что они оба виноваты: одна своим неправильным деянием, другая — реакцией. Но кто-то стал первопричиной этого конфликта. И за все отвечает муж, как глава семьи, даже если его жена виновна! Семейный корабль сел на мель. Виноват юнга (жена), а отвечает капитан корабля (муж).
1.2. Главное — исправить поведение
Большинство книг по семейной конфликтологии построены по одной и той же схеме или неверной логике — надо изменить свое поведение и поступки, чтобы изменилось поведение другой стороны. В сущности, все превращается в манипулирование (хотя оно не обязательно лукавое или злое) своей супругой или супругом ради получения желаемого поведения и отношения с их стороны. Иногда страдающую сторону призывают изменить свое мышление о своей жизни, семье и о своей/своем супруге. Но в действительности, наше поведение — это отражение нашего сердца. Более того, христианское поведение видит пример во Христе и ищет помощи от Христа. Поэтому это больше, чем коррекция поведения. Это внутренняя трансформация, это отклик на любовь Христа к нам, которая становится основой для нашей любви к ближним.
1.3. Наши отношения — самое важное в семье
Многие верующие забывают, что их горизонтальные отношения (отношения с ближними) являются продуктом их вертикальных отношений (с Богом). В центре внимания должен быть Бог и отношения с Ним, тогда начнут меняться и отношения с мужем или женой. Поэтому люди часто борются с проявлениями болезни, а не с самой болезнью. Чаще всего корень семейного конфликта — это поломка в наших отношениях с Богом, когда мы подменяем Бога на что-то или кого-то другого и начинаем в этом искать своей счастье, удовлетворение, безопасность и значимость. Поэтому нам следует вернуться к подлинному поклонению, раскаявшись в нашем идолопоклонстве, тогда мы увидим, как Божия благодать исцелит наше сердце и выправит наши семейные отношения.
2. Распространенная проблема среди мужей
Однажды мне прислали цитату известной женщины-психолога, которая говорит о стереотипном ожидании мужа от своей жены. И это прислала мне христианка.
Я приведу несколько выдержек из того поста.
Частo мyжчины возмущаются, увидев, что из тонкой и звонкой девочки, которой когда-то была их возлюбленная, вдруг вылупилась тетка. Они считают, что их обманули. Подсунули, вроде как, некачественный продукт. Была студентка в белой шапочке, танцевала на дискотеке, читала Мураками, мечтала поехать в Париж, и вдруг — она.
Откуда они вообще берутся — эти тетки?
А я вам скажу, откуда. Тетками становятся женщины, которые живут не для себя. Женщины, которые вынуждены ежедневно и ежечасно поступать вопреки своим желаниям. Что заставляет их делать это? Вероятно, долг.
Разве акциями в «Пятерочке» интересуются от хорошей жизни? Нет. Ими интересуются женщины, которые пытаются на месяц растянуть получку, по недоразумению именуемую зарплатой. Чтобы хватило и на еду, и мужу на штаны, и ребенку на репетиторов.
Почему тетка ест пирожное? Вероятно, восполняет потери энергии, которые нельзя восполнить иначе — прогулками, сном. Потому что спать ей некогда, у ребенка резались зубы/болел живот/поднялась температура.
Тетка — это всегда ужатие себя ради других, жизнь чужими интересами.
Победи в себе тетку — кричат гламурные журналы. Наладь сон, питайся по пять раз в день мраморной говядиной, ходи три раза в неделю на силовую и три раза в бассейн. Сходи в парикмахерскую, купи новую одежду. Им невдомек, что, возможно, эта женщина очень хочет и на силовую, и в парикмахерскую, и в бассейн. Но у нее на шее — двое детей-школьников, парализованная свекровь, требующие помощи родители.
В обществе теток почему-то принято шугать, позорить нелепым внешним видом, обвинять в лености. Хотя, если уж откровенно, некоторым теткам мужья, дети и общество должны были бы поклониться в ноги за их подвиг.
На них, отчасти, и держится этот мир..
Когда я прочитал этот текст, то увидел здесь и крик души, и реальные трудности молодой мамы, и ложные представления ее мужа. Но есть здесь и неверные посылы и утверждения.
2.1. Крик души
Быть молодой мамой или мамой маленьких детей — это непростое время. У тебя не просто плотное расписание. Оно весьма интенсивное, требует всецелой отдачи женщины своим детям, дому и прочим обязанностям. Она не просто утомляется, она истощает себя ради других, восполняя потребность во сне разными перебивками между варкой, стиркой, глажкой, беседой с мужем, заменой памперса, проверкой домашней работы и т.д.
Но не это удручает и опустошает ее. Самым болезненным ударом для нее является несправедливая и неразумная, нередко откровенно греховная, реакция ее мужа.
Ее муж может не вполне сознавать, насколько загружен день его жены многочисленными обязанностями, которая остается дома. Ему кажется, что она прохлаждается и имеет массу свободного времени.
Восприятие некоторых мужей напоминает известную русскую народную сказку, когда дед поменялся со своей бабкой обязанностями на один день — она поехала в поле, а он остался дома. И вы помните, что из этого получилось! Она заканчивается важной фразой:
…с тех пор перестал старик жену за безделье ругать.
Но даже такое восприятие не самое страшное.
Самым ужасным может быть следующее: когда он приходит домой, и вместо того, чтобы помочь или поддержать или сказать ласковое слово, он
- садится за какие-то развлечения (чего не может себе позволить его жена ни до, ни после его прихода);
- полон всевозможных претензий или недовольств, не замечая, как много уже было сделано или как сильно требуется его участие, вовлечение, помощь.
Среди мужей-христиан можно встретить нереалистичные ожидания от своей супруги, чтобы она была:
- самой духовной,
- самой стройной,
- самой чуткой,
- самой лучшей матерью и т.д.
- а он давал бы ей указания, встречая уважение и почитание с ее стороны, просто потому, что он ее муж.
Нередко свои трудности на работе он выплескивает в виде претензий своей жене, что она недостаточно молится или наставляет детей, или поддерживает порядок в доме. Он ее убивает, а не созидает.
Он забывает, что его роль состоит в том, чтобы создавать соответствующие условия для того, чтобы она преуспевала и как мать, и как жена, и как женщина в его доме. И это не относится исключительно к материальным вопросам. Это прежде всего — домашняя атмосфера. Ведь уют дома создает жена, а вот атмосферу — муж. Помните, как сказано в книге Притчей 31-й главе о реакции мужа на ее труд:
28 Встают дети и ублажают ее, муж — и хвалит ее.
А послание к Ефесянам говорит о создании любящей атмосферы жертвенной заботы о своей жене, подобно как Иисус отдал Себя ради Церкви и печется о ней сейчас:
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Еф. 5:25.
2.2. Евангельский ответ для женщины
В том посте, от известного психолога, был также и неверный посыл — в нем женщина, мать, жена показана как жертва обстоятельств, своего долга, неблагодарных мужчин, слепого общества. И в этом есть своя справедливость, но только на поверхности. Женщине не стоит искать принятия, понимания и оценки со стороны людей, мужа, ее детей. Она столкнется с разочарованием — человеческая оценка не даст ей удовлетворения. И она является ложной мотивацией для жизни и развития. Восприятие людей переменчиво. Но даже если женщину будут превозносить, она все равно в чем-то разочаруется — либо из-за себя, либо из-за других — в чем-то она не справится, в чем-то не получит то, что ожидала. Ее сердце не найдет покоя и удовлетворения в том, что ей может дать ее муж или подарить ее дети или принести популярность и общественное признание. Если ее мотивом будет человеческая реакция, то она все еще остается порабощенной человеческим мнением и восприятием, и не важно во что она себя вкладывает: в благосклонность мужа, благодарность детей, восхищение подруг. Только познав Божию любовь, она обретет настоящую свободу и удовлетворение. Сможет служить другим, помогая им не ради того, чтобы получить от них что-то взамен ее услуг, а просто одаривая их своим теплом и заботой, как проявление ее благодарности за Божию любовь и милость. И ее труд — каким бы утомительным он ни был — будет приносить ей счастье и удовлетворение, а не отчаяние и изнеможение. Божия благодать будет укреплять ее сердце и тело, а душа будет полна песни радости!
3. Божий призыв для мужчины
Дорогие мои мужчины, братья, друзья, не нужно:
- требовать идеала от своих жен, раз мы сами не идеал;
- ожидать совершенства в исполнении ее обязанностей, если мы сами не можем ничего сделать безукоризненно и совершенно;
- воспринимать ее задачи как неукоснительные обязанности, забывая о своих ответственностях;
- требовать от нее подчинения, не давая ей своей любви и заботы;
- пренебрегать своей ответственностью в мудром руководстве, заставляя ее принимать самостоятельные решения или оставляя ее в неведении, что делать дальше;
- перекладывать ответственность в воспитании детей на хрупкие плечи своей жены;
- забывать о своем призвании быть Божьим священником дома.
Но, нам следует полагать свою жизнь ради ее процветания и развития в Боге, семье, жизни.
Как и говорит Ап.Павел в послании к Колоссянам:
Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Кол. 3:19.