КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ РУССКОГО БАЛЕТА – СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ ДЯГИЛЕВ (1872-1929)
Григорьев спросил у Маэстро, что случилось. Всем сотрудникам была хорошо известна мнительность Дягилева, поэтому его ответ не удивил режиссера:
— Вы помните слова Наполеона? Мало взять Тюильри. Трудность в том, чтобы там закрепиться.
Детство Дягилевa прошло в российской глубинке - в большом доме своего деда в Перми. Именно там, он начал проявлять интерес к музыке, театру, живописи, хотя никто из членов его семьи не являлся артистом того или иного искусства. Aтмосфера, в которой он рос способствовала тяге к искусству. Так, большой дом деда в Перми, который называли Пермские Афины, был центром притяжения, в котором постоянно собирались люди, любящие и желающие прикоснуться к прекрасному. Проводились мероприятия, театральные и музыкальные спектакли, в которых участвовал Сережа. Его детство и юность проходили оживленно, под звуки музыки, рассказы деда о картинах и их художниках.
В 19 веке молодые люди, не желающие идти на военную службу, выбирали профессию юриста. И Дягилев в начале решает пойти по этому же пути : он отправляется в столицу и поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского факультета. Однако, стать служителем юстиции у него не выйдет: учился Дягилев спустя рукава, ища себя в другом, желая стать композитором. Но ему не суждено былo стать ни юристом, ни композитором.
Человек непомерной энергии, желая творить, продвигать русское искусство, создавать новые формы, человек-масштаб, он начинает искать, как он может себя применить. Путь Дягилева не был безоблачным, простым, кажется, что он его создавал сам и шел по мере того, как открывалась перспектива. Его жизнь не только успех, триумф, овации, но и преодоление множества трудностей, постоянный поиск себя, переживания, борьба и огромное желание жить.
Будучи дерзким и самоуверенным Дягилев выбирает грандиозные проекты с самого начала. Организация выставок художников, на которые приходят в том числе императорская семья, издание журналa «Мир искусства». Чтобы он ни делал, сопровождается шумом - можно сказать, что своими идеями он бросал вызов обществу. Уже тогда Дягилев обладал тонким чутьем и объединял вокруг себя талантливых перспективных людей, идя наперекор общественному мнению. Как бы сейчас сказали – видел цель, но не видел препятствия. Дягилев проявлял себя, как целеустремленный и уверенный в себе лидер.
Вот как оценивал деятельность своего друга Александр Бенуа:
«Наиболее же далекой для нас областью была реклама, publicité, всё дело пропаганды, а как раз в этом Дягилев был удивительным, как бы от природы одаренным мастером».
Он с молодости обладал качествами лидера - великолепные организаторские способности, коммуникабельность, целеустремленность, несгибаемая сила воли, новаторство, феноменальная работоспособность, умение заводить нужные знакомства и развитие потенциала в других, которые он не раз проявлял, оказываясь в непростых обстоятельствах и был успешным, несмотря на всю сложность политической ситуации в мире в то время.
В этой статьи рассматриваются ситуации, которые демонстрируют наилучшим образом самые яркие черты характера Сергей Павловича Дягилева.
Новаторство. Стремление и постоянный поиск новых форм.
Дягилев так уверен в своих силах, что отправляется за подтверждением своего таланта к Римскому-Корсакову, который не очень лестно отзывается о его начинаниях. Дягилев обижается, расстраивается и кричит, вылетая из дома Римского-Корсакова: «Будущее покажет, кого из нас история будет считать более великим!».
Эта сцена произошла, когда Дягилев учился на юридическом факультете в столице и хотел стать композитором. Но, как история показала, нашел он свое воплощение в совершенно иной, новой ипостаси для того времени, в роли великого импресарио и просветителя русского искусства. Тогда два гения не знали, что они оба станут великими и войдут в историю искусства, балета и музыки.
В отличии от традиционного императорского театра, в котором был сложившийся репертуар, и который пополнялся время от времени, Дягилев со своими единомышленниками создавал новые балеты каждый сезон, балеты одноактные авангардные. Каждый сезон Сергей Павлович хотел удивить, произвести впечатление на публику, покорить свой любимый Париж, ведь каждый сезон должен был быть триумфальным. Дягилев умел увидеть новое, понимал в каком направлении стоит двигаться. Он создал передовой балет, а такой балет не может топтаться, он должен предвосхищать будущее и вести за собой, открывая новые двери.
Дягилев занимался не только глобальными вопросами организации выступлений, поисками меценатов, но также участвовал в репетициях, был в курсе подготовки декораций, изготовления костюмов, ничего не проходило мимо великого импресарио. Как писал Дягилев:
«Тогда я задумался о новых коротеньких балетах, которые были бы самодовлеющими явлениями искусства и в которых три фактора балета — музыка, рисунок и хореография — были бы слиты значительно теснее, чем это наблюдалось до сих пор. При постановке балета я поэтому работаю, никогда не упуская из виду все эти три элемента спектакля».
Начинался 5-ый Русский сезон, Дягилев как всегда был занят поисками нового спонсора, коим стал в этот раз Дмитрий Гинцбург, а также вместе с командой размышлял над новыми постановками. Программа должна быть более сильной и запоминающийся, чем прежде. Обычно составление плана выступлений, разработка балета происходила вместе с ближайшими соратниками (Л.Бакст, К.Серов, А.Бенуа), коллективно обсуждался характер музыки, танца, решали, какие декорации подготовить.
В этот раз было решено показывать 5 новинок, среди которых были «Шехеразада» и «Жар-птица».
На протяжении всего пути создания, подготовки и исполнения балета «Шехеразада» сопровождалась горячими спорами об авторских правах.
Н. А. Римский-Корсаков не писал музыки для балетов. Но это факт не изменил у Дягилева желание поставить на его одноименную симфоническую поэму одноактный балет «Шехеразада». Более того, он внес изменения в произведение, где-то урезал, где то поменял местами, где то переместил акты. Такое решение было смелым и дерзким и не прошло бесследно…
Во время обсуждения сценария к балету произошел спор о принадлежности прав на интеллектуальную собственность. Считается, что идея постановки принадлежала Дягилеву и Баксту, и именно его имя как художника-сценариста значилось на афише спектакля. Однако, Александр Бенуа не согласился, считая, что идея принадлежит только Дягилеву, обиделся на своих друзей, разгорелся скандал. Но этот неприятный инцидент не помешал антрепризе Дягилева поставить прекрасный балет, который исполняется до сих пор.
Что касается другого балета, «Жар-птица», то тут произошел казус, который позволил открыть новый талант, который совсем скоро стал звездой в мире музыки.
Сергей Павлович обратился к Лядову А.К. с просьбой написать музыку к новому балету и прогадал.
Через три месяца после договоренности написать музыку к новому балету Бенуа встретил Лядова на улице и, естественно, спросил, как продвигается работа. Ответ композитора его обескуражил: «Прекрасно, я уже купил нотную бумагу».
Замена нашлась быстро. На одном из консерваторских вечеров Дягилев слышит небольшую симфоническую картину, сочиненную Игорем Стравинским. Так произошла встреча двух великих. Уже тогда Дягилев понял, что Стравинский гений и его ждет мировой успех. Спустя некоторое время на сцене Гранд-опера, где шли репетиции балета, Дягилев, указывая на Стравинского, сказал находившимся рядом артистам: «Обратите на него внимание. Этот человек стоит на пороге славы».
Дягилеву приносило удовольствие не только создание новых балетов, поиск новых форм, но и открытие новых имен.
После открытия 5-ого сезона в мае 1910 года на прославленной сцене Гранд-Опера стало ясно, что успех сезона превосходит прошлогодний. В письме жене от 23 мая 1910 года Бакст писал: «Сумасшедший успех „Шехеразады“ (весь Париж переоделся по-восточному!) заставил Дягилева и во вторую серию дать опять ее». Публика благосклонно приняла новые балеты.
Нешуточная полемика разгорелась вокруг «искажения» музыки Римского-Корсакова, уже умершего на тот момент. Вдова композитора обвинила Дягилева в неуважении к памяти Римского-Корсакова, протестовала против подобных самовольных поступках на страницах газеты «Речь».
В этой же газете был дан ответ Дягилева, который начинался со слов:
«У нас в России люди разделяются на две категории — на вечно „во весь голос“ протестующих и на вечно покорно молчащих. И то и другое одинаково бесцельно. Так как при этом у нас совершенно отсутствует третья категория — людей что-либо „делающих“.
Девиз журнала «Мир искусства», с которого начался творческий путь Дягилева звучал «Искусство, чистое и свободное», что означало уйти от устоявшегося уклада, «академизма» и объединить все искусство, что в то время означало бросить вызов общественным устоям. Видимо, этому принципу Дягилев следовал всю жизнь. Он не был ни композитором, ни хореографом, ни художником, но имея команду талантливых единомышленников реализовывал свои смелые мечты.
Упорство, сила воли и вера в свой успех
17 марта 1909 года в Министерство двора приходит телеграмма от императора: «Прикажите прекратить репетиции в Эрмитажном театре и выдачу декораций и костюмов известной антрепризе ввиду моего нежелания, чтобы кто-либо из семейства или Министерства двора покровительствовал этому делу. Николай».
Ни какие удары судьбы не могли остановить Дягилева от реализации задуманного. Силы воли, настойчивости и веры в успех ему было не занимать.
Дягилев начал подготовку к 4-м Русским сезонам. И вначале все складывалось наилучшим образом: была предоставлена сцена Эрмитажного театра, благодаря всесильной Матильде Кшесинской удалось получить большую субсидию, много именитых артистов согласились выступить, и Михаил Фокин, и Анна Павлова, и Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Адольф Больм, Вацлав Нижинский, Вера Каралли. Работа кипела, ничего не предвещало беды.
Как писала Маргарет Митчел: «Смерть, налоги и роды никогда не бывают вовремя». Внезапно в феврале умирает постоянный покровитель Дягилева великий князь Владимир Александрович.
При распределении ролей Дягилев предложил главную роле в балете «Жизель» Анне Павловой, а не Матильде Кшесинской. Конечно, такое отношение сильно задело великую балерину и она сделала все, чтобы у антрепризы забрали субсидию. К тому же, как написано в мемуарах Т.П. Карсавиной, истинной причиной направления телеграммы Николаем II являлось «нежелание Дягилева подчиняться распоряжениям в выборе репертуара и распределения ролей».
Так, антреприза Дягилева оказалось в очень сложной ситуации. Представьте себе, Париж ждет очередные Русские сезоны, а у Дягилева забирают деньги и сцену для репетиций. В такой ситуации многие бы опустили руки и отказались бы от задуманного. Но Дягилев был из разряда других людей. Он был человеком несгибаемой воли со стальным стержнем, человеком, который идет до конца.
Сергей Павлович начинает действовать постепенно, но решительно и уверенно. Сначала находит помещение для создания декораций и костюмов, а затем и для проведения репетиций. Большую роль, конечно, сыграли сами артисты, они не отказались от участия в антрепризе, даже несмотря на угрозы со стороны и сплетни. Более того, сотрудники были готовы покрыть дефицит денег своими собственными средствами.
В это время до Парижа доходит информация о сложившейся ситуации с антрепризой Дягилева и верные его соратники помогают ему. Мизия Серт, которая вместе с Коко Шанель до последнего дня будет с Дягилевым, совместно с друзьями помогает собрать деньги для аренды театра «Шатле», в котором состоялось выступление. Также большую помощь оказывает князь В.Н. Аргутинский, который выступает в роли поручителя, благодаря чему труппа покупает билеты до Парижа.
Труппа прибывает в Париж и, оказывается театр не приспособлен для проведения художественных постановок, сцена малa, пол неудобен. Дягилев не может с таким смириться, его артисты должны блистать, парить на сцене. И он принимает решение увеличить сцену и заменить пол. Сергей Павлович всегда относился к Русским сезонам со свей отдачей и профессионализмом.
Конечно, французская публика приняла русские балеты с огромным восторгом. Это был один из самых успешных сезонов. Именно в этом сезоне публике был представлен Вацлав Нижинский, который стал звездой Русских сезонов. В память о представлении Русского балета, состоявшемся 19 мая 1909 года на сцене «Шатле», администрация театра установила мемориальную доску на стене первого этажа, при входе в бельэтаж.
Когда мы читаем об успехе Дягилева и его русских сезонах, мы и не задумываемся с какими сложностями приходилось сталкиваться, какие трудности преодолевать и как в итоге сложилось так, чтоб все получилось.
Продолжение следует...