Давайте разберемся: почему мы всегда недовольны властью и пытаемся даже в позитиве видеть негатив и корысть со стороны чиновников?
Проложили новую дорогу? Непременно не просто так, а потому, что там «дача какой-нибудь шишки». Организовали велосипедные маршруты? Ну так видимо потому, что местный депутат любит на велосипеде кататься… И так почти во всем. Мы упорно пытаемся найти подвох, объяснить самим себе, почему за хорошее, в принципе, дело и общественную пользу надо непременно поругать чиновника.
Работа чиновника не сахар. С одной стороны, подпирают сроки, обещания, ограничения, а с другой – давит мнение населения и СМИ, которым «со своей колокольни виднее». Мечется наш чиновник между всех огней, вязнет в рутине, постоянно находится в стрессе, боится вылететь «с волчьим билетом». И непременно оказывается виноватым перед всем населением. Как будто страна разбита на два лагеря – народ и чиновники.
Вопрос: почему так происходит?
Ответ прост, как и все гениальное. Наш чиновник не понимает, будет ли у него жизнь после госслужбы! Его карьера, успех, деньги – все полностью зависит от его начальника. Вот почему главная цель каждого чиновника – понравиться своему начальству. Занимаясь этим нелегким делом, он не может удовлетворить потребность простого гражданина (что, по идее, он призван делать) и вызвать его симпатию, доверие, любовь. У чиновника один приоритет, один бог – руководство. Чиновник слушает простого человека, обратившегося в инстанции, не для того, чтобы понять его и что-то сделать, а для того, чтобы отчитаться о проделанной работе в положенный законодательством срок и все сделать так, как считает правильным его начальник. Вот и образуется пропасть между чиновником и обычным человеком, которая поглощает все хорошее и заставляет человека непременно искать подвох в деятельности чиновника.
Является ли это типичной российской особенностью? Безусловно нет. Это общая международная специфика чиновника. Другое дело, что есть достаточно успешные мировые практики хотя бы частичного преодоления этого разрыва между чиновником и человеком.
Например, во Франции многие соратники экс-президента Саркози покинули свои посты, но сохранили свою востребованность, самореализацию, уровень доходов в консалтинге, коучинге, НКО, образовании, бизнесе и др.
Для того чтобы чиновник стал работать ради человека, а не ради своего начальника, необходимо ввести понятие «Жизненный цикл чиновника». Как и любой жизненный цикл – это три части. Первая – внятные механизмы и ритуалы вступления в должность. Вторая – понятные критерии оценки и результаты нахождения в должности. Третья – четкие ритуалы выхода с должности и перспективы развития после.
Жизненный цикл чиновника, который позволит ему видеть его личные персональные результаты и перспективы, станет мощным антикоррупционным механизмом.
Ведь если смотреть на работу чиновника руководящего ранга непредвзято – это люди очень высокой квалификации. Это, как правило, профи, которые берут ответственность за финансы, людей, развитие вверенного им сектора.
У специалистов должна быть хорошая карьера, которая не закончится последним днем на посту зампреда какой-нибудь комиссии по благоустройству. И эти специалисты должны понимать свои перспективы, иметь перед глазами образцы того, как федеральные чиновники остаются востребованными и после госслужбы.
Тогда работать мы будем вместе – люди и чиновники. И будет общая цель, общий результат и общий профит. А в ситуации бесконечной гребли против течения хороших результатов не наработаешь, только весла поломаешь.