Найти тему

Гном, грех, смерть: «Живописный» символизм в покорившем Цоя антидетективе «Господин оформитель»

Один из любимых фильмов лидера группы «Кино» Виктора Цоя, декадентский триллер-антидетектив о мистике и механизмах «Господин оформитель» (1988 год, режиссер Олег Тепцов) наполнен отсылками к творчеству различных художников, в первую очередь бельгийского творца Жана Дельвиля. Выбор вполне логичный: Дельвиль был поклонником оккультизма и состоял в тайном обществе «Орден розы и креста» (оно же «Братство розенкрейцеров»), где занимал высокий пост. Сложно было бы найти более подходящую фигуру для столь элегантного, как труп пьяной жемчужной Луны, и в чем-то необычного дебюта Тепцова в кино.

Над музыкой в фильме, снятом по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль», работали не только вселенского масштаба человек-оркестр Сергей Курехин, но и музыканты группы «Кино». Картина выросла из одноименной дипломной работы Тепцова. В ленте, помимо Дельвиля, устроили свой изящный художественный шабаш художники Одилон Редон, Франц фон Штук, Макс Клингер, Арнольда Бёклина и другие.

Интернет-портал «Артхив» отмечает, что в год своего выхода «Господин оформитель» стал фильмом-манифестом «декадентского кинематографа». Часть картин, существующих в действительности, пришла главному герою в том числе в видениях.

Сюжет разворачивается в первой половине XX века в молчаливом и загадочном Санкт-Петербурге. Главный герой, Платон Андреевич, талантливый и знаменитый художник-оформитель и мастер манекенов. Однажды он встречает девушку Анну, смертельно больную чахоткой, которая становится натурщицей для одного своего заказа. Похоронив ее красоту, оформитель оставляет манекен в память о ней.

Через 10 лет, попрощавшись со славой и популярностью, Платон Андреевич проводит дни в наркотическом бреду. В надежде хотя бы как-то выкарабкаться и не оказаться в нищете, художник соглашается сделать один заказ. Только он никак не ожидал, что его встретит женщина с внешностью покойной Анны — его лучшего творения.

Среди символов, к примеру, мелькает близкий масонам треугольник (символ всепроникновения творца (Троица). Кроме того, появляется картина Дельвиля «Сокровища Сатаны», которая поднимает одну из ключевых тем фильма — богосоперничества. К примеру, Платон Андреевич заявляет: «…все, что создал Создатель, не приспособлено для человеческой жизни», как бы подчеркивая, что он создает свою собственную вселенную, в которой Яхве на своем престоле уже не актуален.

Однако позже звучит фраза: «Этот с нимбом всё время меня обыгрывает, пока он сильнее».

Концепт-арт по мотивам сценария Олега Тепцова «Любовь к Пиковой даме»
Концепт-арт по мотивам сценария Олега Тепцова «Любовь к Пиковой даме»

В конце 80-х, согласно опросам кинокритиков журнала «Советский экран», Цой был признан лучшим актером года. От того фестиваля сохранилось интервью, сделанное Сергеем Шолоховым для ленинградской программы «Пятое колесо». В интервью Цой заявил: «Единственный фильм, который мне здесь нравится, это «Господин оформитель». Мне кажется, что этот фильм будет вторым бельмом на глазу вместе с фильмом «Игла».

Тепцов – фигура в российском кинематографе неординарная. После «Господина оформителя» он снял духовно похожий, но технически абсолютно противоположный своему дебюту фильм «Посвященный» (долгое время считался утерянным). После этого Тепцов выпустил пару документальных фильмов, а параллельно писал сценарии. Позднее он признался журналистам, что планирует снять психоделическую версию «Пиковой дамы» Александра Пушкина, где одну из ролей сыграла бы Тина Тернер, но пока что не может реализовать свою идею по банальной причине: нет денег.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк, нам будет приятно. Нашли в тексте ошибку или не согласны со статьёй? Ждём вашего комментария. И подпишитесь на канал — дальше будет интереснее!

#СССр #тепцов #кино