Найти тему
Алексей Колоколов

Бизнес-аналитика для народа!

Три тенденции, которые позволят использовать мощь бизнес-аналитики большему числу людей!

Недавно произошла крупная покупка: Google купил Looker (SaaS-компания, разрабатывает ПО для организации, анализа и визуализации бизнес-данных). Следом вышло интервью с директором по продуктам Looker Ником Колдуэллом о состоянии бизнес-аналитики и о том, куда движется индустрия по его мнению. Сегодня - его краткое содержание.

Тенденция 1. Увеличение числа работников, работающих с данными

Данные внедряются во все аспекты нашей жизни, особенно на рабочем месте. Каждый должен выполнять свою работу - не только традиционные аналитики и маркетологи. Скоро BI-инструмент будут по умолчанию установлен на офисных ноутбуках, но будущее все же за мобильными приложениями.

Тенденция 2. Распространение приложений SaaS

Новые пользователи данных ожидают, что данные поступят к ним через интерфейс, разработанный специально для стоящей перед ним задачи, идеально интегрированный в инструмент, с которым они уже знакомы.

Приложения «Программное обеспечение как услуга» (SaaS) - это отполированные пользовательские интерфейсы поверх данных. Ведь люди не собираются идти в BI, BI должен идти к людям.

Дашборды - это топ-пожелание каждого отдела, но проблемой становятся сперва бизнес-требования, потом сбор данных, а потом - производительность...

А приложения SaaS передают всю мощь данных в руки любых будущих пользователей данных от фабричных рабочих до водителей пиццы.

Но что с вычислительной мощностью?

Тенденция 3. Современная инфраструктура данных

Например, тот же Looker сделал огромную ставку и вложил значительные средства в возможность собственной поддержки хранилищ данных с массовой параллельной обработкой (MPP), таких как Google Cloud Big Query, Snowflake, Amazon Redshift Spectrum. Эта инфраструктура поддерживает мир приложений SaaS. Хранилища данных MPP могут хранить огромные объемы данных, запрашивать их все за считанные секунды и даже выполнять расширенную аналитику непосредственно в базе данных - и все это по непомерно низкой цене по сравнению с технологиями последнего поколения.

Инфраструктура улучшает жизнь инженеров по обработке данных, поскольку они могут тратить меньше времени на создание и поддержку конвейеров данных и больше времени на выполнение того, что им действительно нужно: расширение возможностей конечных пользователей.

Будущее бизнес-аналитики

Будущее BI провокационное - готовы ли мы к нему? Существует разрыв в уровне грамотности данных, который требуется от сотрудников, и уровень грамотности, который они имеют в настоящее время. По мере того, как организации будут все больше ориентироваться на данные, отсутствие такой грамотности станет препятствием для роста. В Gartner ожидают, что 80% организаций запустят программы грамотности данных, чтобы преодолеть нехватку компетенций в 2020 году. Они также считают, что 50% организаций будут испытывать недостаток в искусственном интеллекте и навыках грамотности данных для достижения бизнес-целей.

Внедрение большего количества приложений SaaS позволит сократить разрыв в уровне грамотности данных, поскольку больше людей смогут получать доступ к данным без специальных знаний. В то же время людям будет все больше и больше нужно создавать эти приложения и разбираться в данных. При этом наш нынешний подход к использованию дашбордов как способа достижения масс - меняется.

Это означает, что ваши водители доставки пиццы теперь становятся лучше, потому что у них есть приложения, которые сообщают им, куда идти, опираясь на интеллектуальную аналитику.

Как аналитики, мы можем начать чувствовать себя немного некомфортно из-за изменений, которые мы наблюдаем в пространстве BI. Ведь существует множество инструментов самообслуживания для бизнес-аналитики, которые позволяют нетехническим бизнес-пользователям самостоятельно разрабатывать идеи с помощью пользовательских интерфейсов, которые упрощают работу.

Но мы должны приветствовать эти нововведения, потому что вместе с ними создается огромный поток данных! Согласно статье Forbes, каждый день создается 2,5 квинтиллиона байтов данных.

Учитывая текущую потребность, мы не можем успеть за множеством запросов, приходящих в нам в работу. Дашборды устаревают, поскольку мы создаем их с учетом различных мнений, которые запрашивают заинтересованные стороны нашего бизнеса. Мы должны отказаться от части своей власти...

Распространение BI-любви также освобождает нас от работы над аналитикой, которая выходит за рамки отчетности по метрикам. У нас будет больше пропускной способности для более глубокого понимания задач. Распространение приложений SaaS также предоставит возможность научиться их разрабатывать. Мы многому учимся именно в ситуациях, которые выводят нас из зоны комфорта.

«Одно остается неизменным: аналитики все еще настоящие герои. Именно их знания и страсть к данным обеспечат лучшие идеи для бизнеса!»
Ник Колдуэлл о будущем BI.

Насчет героизма аналитиков не будем спорить с Ником. А вот обсудить его предсказания - можно! Как считаете, истину глаголит? И в какой степени это касается России? Или нам до этих трендов еще десять лет на салазках ехать?