На этот вопрос можно ответить, если понять, может ли развитие человека соответствовать развитию общества, или развитию таксона живого мира?
Психотерапевт Э. Эриксон сформулировал восемь стадий развития личности, как доработку теории психосексуального развития личности Фрейда :
• Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием (разрешение конфликта - надежда);
• Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением (разрешение конфликта - воля);
• Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью (разрешение конфликта - цель);
• Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности (разрешение конфликта - уверенность);
• Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей (разрешение конфликта - верность);
• Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством (разрешение конфликта - любовь);
• Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя (разрешение конфликта - забота);
• Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности (разрешение конфликта - мудрость).
Каждый этап имеет возможность благоприятного разрешения конфликта, или застревание в нём.
Вернемся к эволюции. Закон Бэра нам говорит о общем начале представителей животного мира. А из некой схожести онтогенеза живого существа и филогенеза вида, может следовать, что онтогенез относится к филогенезу также, как этапы развития личности, к этапам развития общества.
Если эти выводы верные, то вероятно, общество сейчас находится где-то между 3 и 4 этапами развития.
Так можно ли заставить общество повзрослеть? Ребёнка можно только научить симулировать сигналы взросления, само понятие взросления ему будет недоступно до определённого этапа. До которого ему нужно дойти самому, если, конечно, не произошло «застревание».
Что же делать? Известный детский психиатор Д. Винникотт давно дал решение - любить и отстать.