Новосибирский кинооператор Станислав Шуберт восстановил старый кинотеатр в русском посёлке Пирамида на архипелаге Шпицберген. Это единственный подобный объект на этой территории, и сейчас он работает для шахтёров, туристов и отчаянных искателей приключений. Мы поговорили со Станиславом и узнали, как сейчас живут люди на суровых северных островах, что смотрят в кино, чем увлекаются, а также отличается ли образ жизни норвежцев и русских на Шпицбергене.
Мир Дикого Запада
Восстановление кинотеатра — работа сложная. Во всей России не так много специалистов, которые смогли бы этим заняться. Ещё меньше тех, кто ради этого поехал бы на полгода в Заполярье.
"Раньше по работе я бывал только на юге. Приходилось снимать кино даже в Индии. Как-то друг предложил мне поехать на Шпицберген по инициативе компании "Артикуголь", чтобы вернуть кино в Пирамиду. И я согласился".
Станислав хотел снимать кино с самого детства. В 8 лет он посмотрел фильм "Человек с бульвара Капуцинов". Главный герой фильма Джонни, киномеханик, не оставил юноше выбора — он решил посвятить себя кинематографу. Образ человека, несущего культуру в маленький ковбойский городок, Станислав запомнил на всю жизнь:
"В Пирамиде у меня получилась перекличка с тем фильмом: я тоже нёс культуру в массы, но не ковбоям, а полярникам в затерянном среди снегов и ледников посёлке".
То, что сделал киномеханик Джонни для ковбоев, — киномеханик Станислав сделал для шахтёров, полярников и туристов. Вместо пустынь Дикого Запада — не менее суровая арктическая ледяная пустыня.
"Был страх, что ничего не получится, что аппаратура слишком стара, да и жизнь в заброшенном посёлке трудная. Сначала вообще не было уверенности, что всё заработает. Были и бытовые трудности. Продукты завозят нечасто. Всё разгружали сами, своими силами".
Кинотеатр, рассчитанный на апокалипсис
Но несмотря на все переживания и страхи, летом 2019 года Станислав восстановил старый заброшенный советский кинотеатр в Пирамиде. Он заработал в памятную дату российской истории — день начала Великой Отечественной войны. 22 июня 2019 года для первых посетителей в кинозале показывали фильм "Они сражались за Родину".
"Советские кинотеатры, видимо, были рассчитаны на апокалипсис. Апокалипсис случился: посёлок законсервировали, а техника сохранилась. Норвежцы и другие туристы из Европы были в восторге. Их удивило, что всё это старое оборудование работает. Пришлось только заменить звуковую систему".
В прошлом году кинотеатр стал одним из центров притяжения для туристов. Хорошо, что фильмов оказалось много. В Баренцбурге около полутора тысяч кинокопий, в Пирамиде — около 600. С большим жанровым разнообразием: от комедий с Адриано Челентано до философских кинокартин Андрея Тарковского. В советское время, к примеру, кинотеатр работал круглый год.
"В полярную ночь чем люди занимались? Смотрели комедии с Адриано Челентано. Самые любимые фильмы — затёртые. А вот Тарковский был практически в идеальном состоянии. В Пирамиде жили рабочие люди, такие фильмы они практически не смотрели".
17 августа 2019 года состоялся самый северный кинофестиваль в мире, посвящённый 100-летию советского кино. Он шёл два дня, фильмы показывали разные: от Эйзенштейна до "Человека с бульвара Капуцинов". Приезжал смотреть кино и губернатор Шпицбергена. Искусство объединяет.
"Атмосфера в кинотеатре потрясающая: старый зал на 600 человек, ретро-антураж и советские фильмы. А после фильма люди выходят — выходят прямо навстречу северному сиянию. Но проблемы, конечно, были. В кинотеатре нет отопления. В перерыве между двумя частями фильма люди грелись тёплым чаем. Самое время, чтобы пообщаться и обсудить увиденное".
На зиму кинотеатр законсервировали. Но буквально на днях, 10 июня, Марина Петрухина, соратница по киноцеху и подруга Шуберта, вновь открыла киносезон показами фильмов. Пока нет туристов — только для своих.
Долгий путь на Север
О Шпицбергене норвежцы и поморы знали ещё в Средневековье. Острова архипелага служили сезонными стоянками для суровых северных рыбаков. Норвежский Свабальд и поморский Грумант сейчас называют Шпицберген, он же — "Острые горы". Это название архипелагу дал голландский путешественник Виллем Баренц в 1596 году.
Некоторые учёные утверждают: посёлки поморов существовали здесь ещё в XVI веке. Однако официально считается, что первые крупные поселения на архипелаге основали норвежцы в начале XX века. Уже в советское время на островах закрепились и русские: посёлки Пирамида и Баренцбург в своё время населяли более 1000 человек. В посёлках были все блага жизни: дома культуры, кинотеатры и даже бассейны с морской водой. Распад СССР привёл и к разладу в хозяйстве. Пирамиду законсервировали, а из Баренцбурга шахтёры начали активно уезжать. Но постепенно отношение меняется — русские возвращаются на острова, активно развивается туризм, а творческие люди всё чаще устремляют свой взгляд на Север.
Как уживаются норвежцы и русские
Население Шпицбергена — это в основном шахтёры, рабочие люди. На островах действует особый режим — норвежцы и русские уживаются вместе, ходят друг к другу в гости. Никаких юридических и визовых формальностей, только чисто арктическое добрососедство. Жителей на острове чуть больше двух с половиной тысяч. Но в туристический сезон это число значительно больше. Приезжают не только любители экстремального туризма — сюда приплывают учёные, фотографы, журналисты и художники. Кто-то хочет насладиться арктической природой, посмотреть на айсберги, а кто-то приезжает сюда работать. Станислав Шуберт, искатель приключений по натуре, по призванию — кинооператор. В прошлом году он прибыл на архипелаг по просьбе госкорпорации "Арктикуголь", чтобы восстановить заброшенный кинотеатр в Пирамиде.
"Я там был полгода — лето и осень. Компания "Арктикуголь" решила заняться восстановлением кинотеатра. Пирамида — заброшенный посёлок, долгое время мародёры его грабили. Но киноархив остался. Добраться туда тяжело, поэтому многое сохранилось".
По словам Станислава, в Баренцбурге жизнь идёт полным ходом: есть художественная самодеятельность, проходят концерты. Есть даже своя рок-группа. В Баренцбурге есть и свой музей, а также дворец спорта, в котором работает бассейн с морской водой. Регулярно русские и норвежцы организуют спортивные соревнования. В городе проживает более 400 человек — шахтёров, менеджеров, гидов.
"А вот в Пирамиде нет даже мобильной связи и телевидения. И живут там летом и осенью всего 60 человек. А зимой — и того меньше. Чтобы узнать, что происходит в мире, жители и гости посёлка ждут гостей из Баренцбурга или туристов. Главное — победить скуку. Раньше там всё было: спорт, культура. Жизнь там кипела. Были даже футбольные и хоккейные матчи с норвежцами. Сейчас борьба со скукой стала самой главной задачей пирамидчан".
Запрещено умирать
Снабжение приходит с большой земли — из материковой России. Но если в Баренцбурге система снабжения налажена, то в Пирамиде с этим трудности. Закупка продуктов представляет большую сложность, всё снабжение жители разгружают сами — никакого обслуживающего персонала нет. Настоящие северяне всё делают сами.
На островах вместе с людьми живут белые медведи, они доставляют немало хлопот жителям острова. Например, норвежцам из-за медведей запрещено… умирать. Да-да, именно умирать. Белые медведи могут почувствовать запах разложения и пойти на него в норвежский Лонгйир. Да и в Баренцбург могут. Поэтому хоронить людей на островах категорически запрещают. Климат холодный, трупы не разлагаются, а белые медведи всегда в поисках пищи. Как правило, таким гостям в посёлках не слишком рады. Но к русским у медведей отношение особое.
"Белые медведи там были. Заходили к нам иногда. Но русские с ними умеют общаться: если крикнуть им пару крепких слов, они уходят. А норвежцы поступают неправильно, они от них начинают убегать".
Что будет с туризмом?
На архипелаге активно развивается туризм. Сейчас много говорят об Арктике, а значит, и норвежцы, и русские вложат средства на развитие Севера.
На вопрос, какое будущее ждёт Шпицберген, Станислав отвечает сдержанно: "Сейчас трудно говорить о каком-то будущем. Мы живём в год перемен. Были в этом году планы на культурные, туристические мероприятия. Но из-за карантина всё пошло к праху".
Тем не менее 15 июня архипелаг открылся для туристов после режима самоизоляции: они снова смогут посетить Баренцбург, Лонгйир, посмотреть на белых медведей, полярную ночь и северное сияние. И, конечно, заглянуть в Пирамиду, в старый советский кинотеатр. Правда, коронавирус и здесь оставил свой отпечаток: посмотреть получится только короткометражные фильмы. Зато в приятной атмосфере и в арктической тишине. А потом, за чашкой тёплого чая, пообщаться с такими же авантюрными людьми, приехавшими на Север.
Семён Попов
В статье были использованы стоковые изображения от Depositphotos