Найти тему

По большому счету. История Центрального банка России - Евгения Письменная

Оглавление

Финансовая система для новой страны

Банковская система новой России возникла на рубеже эпох. Обвалившиеся в конце 1980-х цены на нефть привели к падению плановой экономики и нехватке денег в бюджете СССР даже на продовольственные товары. Михаил Горбачев пытался создать более свободный режим, но кардинальные перемены не происходят быстро. Появилось много архивной информации о реалиях советского режима: о лагерях, миллионах политзаключенных, жесткости и жестокости власти. Людям захотелось какой-то другой, новой жизни. И казалось, что молодые амбициозные реформаторы во главе с Борисом Ельциным приведут РСФСР в светлое будущее.

Российская республика начала попытки отделиться от СССР, и для этого ей требовалась своя финансовая система. Как эта система рождалась, развивалась, какие люди и как ее строили — читайте в нашем саммари. 

Собственность РСФСР

История Центрального банка России началась в 1990 году с преобразования Российского отделения Госбанка СССР. Советский Союз переживал кризис, многие республики хотели выйти из его состава. РСФСР во главе с Борисом Ельциным также была намерена обрести независимость. Верховный Совет РСФСР решил, что для этого нужно захватить финансы. 

12 июня 1990 года Ельцин подписал Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. 13 июня вышло постановление о Госбанке, согласно которому государственные банки на территории России были объявлены собственностью РСФСР. Глава Госбанка СССР Виктор Геращенко в ответ подготовил проект указа, отменяющий решения Верховного Совета, но Президент СССР Михаил Горбачев отказался его подписать.

Так у РСФСР появился свой финансовый институт. Независимый, но бедный. Ни золотых запасов, ни денежных резервов, ни права печатать деньги не было. Профессор экономики Георгий Матюхин, которого по предложению главы Верховного Совета Руслана Хасбулатова назначили главой Государственного банка, несмотря на то что написал диссертацию о проблемах кредитных денег при капитализме и читал лекции о западной экономике, понятия не имел, как создавать банк. Тем более в таких условиях.

Георгий Матюхин

Геолог, экономист, профессиональный разведчик, свободно говорящий на английском и испанском, Георгий Матюхин умел нравиться людям. Не нравился он только главе Госбанка СССР Виктору Геращенко. Особенно ему не понравился тот факт, что Матюхина — то есть его собственного подчиненного — назначили без его, Геращенко, ведома. Не говоря уже о том, что этот самый подчиненный собирался отделить от Госбанка СССР его российскую контору. Геращенко счел такое назначение самоуправством и распорядился Матюхина в здание российской конторы не пускать. 

Решили брать контору штурмом. 7 августа 1990 года Георгий Матюхин и группа депутатов Верховного Совета под руководством Михаила Бочарова собрались у здания российской конторы Госбанка на Октябрьской площади. Как ни странно, «штурмовой отряд» беспрепятственно проник внутрь. Глава конторы Олег Тарасов молча освободил свой кабинет и покинул здание. Георгий Матюхин стал первым главой первого российского банка, правда, пока еще входившего в банковскую систему СССР.

Одной из первых мер Георгия Матюхина стало создание двухуровневой банковской системы, состоящей из Центробанка и подчиненных ему коммерческих банков. Матюхин cчитал, что такая система обеспечивает конкуренцию. О разных аферах и мошеннических схемах в то время не очень задумывались, главной задачей было собственно создание банков. И ЦБ подписывал лицензии на их открытие одну за другой. Желающих стать банкирами оказалось много, особенно если учесть, что никаких требований к уставному капиталу и других ограничений не существовало. По сути, вся тогдашняя банковская система России была совершенно номинальной.

Денежная реформа и распад СССР

22 января 1991 года Горбачев подписал указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублевых банкнот образца 1961 года на новые. Обменять можно было не более 1000 рублей на человека, обмен продолжался всего три дня: с 23 по 25 января 1991 года. Одновременно была ограничена до 500 рублей в месяц сумма, которую граждане могли снять наличными в Сберегательном банке СССР. 

В апреле последовал второй этап реформы — подъем цен на 200%. Матюхин бунтовал, считая, что реформа приведет к социальному взрыву, но вынужден был подчиниться. Реформа преследовала цель избавиться от избыточного количества наличных денег и привести цены в соответствие с фактическими затратами на производство. На деле люди потеряли все свои сбережения, и это подорвало доверие к государству навсегда. Социального взрыва не произошло, но спустя несколько месяцев не стало Советского Союза.

19 августа 1991 года в Москву ввели войска. Это была последняя попытка сохранить Союз. Вскоре после этого, в декабре, были подписаны документы о расформировании Госбанка СССР. Так Матюхин стал полноправным главой Центрального банка России. 

Первые попытки регулировать деятельность коммерческих банков

К началу 1991 года в СССР насчитывалось уже 1357 коммерческих банков. Их деятельность фактически не регулировалась, что неизбежно превращало банковскую систему в теневой сектор экономики. Георгий Матюхин решил ужесточить правила. За несколько дней до путча Центральный банк ввел новую систему отчетности, которая предполагала раскрытие статей баланса, списков пайщиков и изменений в их составе. 29 августа 70 банков взбунтовались против требований ЦБ, объяснив это тем, что новая система потребует расширения штата и приведет к увеличению затрат. 

Банкиры сумели убедить Верховный Совет РСФСР расследовать деятельность Центробанка. Они обвинили ЦБ в чрезмерном регулировании и наращивании денежной массы. Что было беспочвенно — решения об эмиссии принимал не ЦБ, а правительство совместно с Верховным Советом, который и создал комиссию для расследования.

Становилось понятно, что Центробанк — очень важное звено в системе управления страной. ЦБ оказался между двух огней: с одной стороны, нужно контролировать эмиссию (но президент и правительство постоянно требуют печатать деньги для покрытия дефицита бюджета), с другой — регулировать денежные потоки (но банковское сообщество делает все, чтобы это регулирование закончилось, не успев начаться). 

Расчетно-кассовые центры

С распадом СССР рухнула советская система межбанковских платежей, и в стране появился новый прибыльный бизнес — изготовление фальшивых авизо. ЦБ получал пачки поддельных документов из коммерческих банков, состоявших в сговоре с мошенниками, и платил. Особенно преуспели в этом чеченцы. Когда Матюхин запретил исполнять чеченские авизо, ему начали угрожать, и впервые в своей жизни он был вынужден нанять охрану. 

Для замены советской системы межбанковских платежей Матюхин создал сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ). Сеть выполняла функции банка: проводила межбанковские расчеты, регулировала деятельность банков. С апреля 1992 года по распоряжению ЦБ все авизо коммерческих банков должны были проходить через РКЦ. Документов оказалось так много, что это вызвало технические сбои и массу недовольства. Но проблема с фальшивками не была решена. Нужны были еще какие-то меры по защите платежей. 

Конфликт интересов

На 1 мая 1992 года задолженность Минфина перед ЦБ составляла 217,3 млрд рублей. За год объем денежной массы увеличился почти втрое, объем наличных денег — почти вчетверо. Матюхин продолжал настаивать на необходимости контролировать эмиссию, но правительство и президента засыпали жалобами на нехватку денег и просьбами о кредитах на льготных условиях. Многие такие просьбы удовлетворялись, но каждый раз приходилось преодолевать сопротивление главы ЦБ. Все ветви власти мечтали сменить слишком жесткого и независимого Матюхина на кого-то более сговорчивого. В июне Хасбулатов попросил Георгия Матюхина уйти в отставку.

Виктор Геращенко

Новым главой Центробанка в июне 1992 года стал последний председатель Госбанка СССР Виктор Геращенко. Знакомый многим потомственный опытный банкир обещал навести порядок. И молодые реформаторы поверили в него. 

Прошедшие реформы больно ударили по населению. Большинство стремительно обнищало, единицы мгновенно разбогатели. Инфляция измерялась сотнями процентов, в дефиците были продукты, товары и даже деньги. Набирал оборот кризис неплатежей между предприятиями, начались массовые невыплаты зарплат. 

Зачет как способ справиться с кризисом неплатежей

Кадры советской закалки, вернувшиеся в Центробанк вместе с Геращенко, решили исправлять ситуацию зачетом и дополнительным выпуском денег. Предприятия были должны друг другу и могли зачесть встречные долги. Заместитель председателя ЦБ Вячеслав Соловов представил Геращенко анализ, согласно которому с помощью зачета задолженность в размере 3 трлн рублей можно было сократить на треть. Для покрытия оставшихся долгов планировали напечатать деньги. 

Заместители председателя ЦБ Татьяна Парамонова и Сергей Игнатьев пытались убедить Геращенко, что незапланированная эмиссия только ухудшит ситуацию. Кроме того, зачет не стыковался с антиинфляционной программой реформаторов под руководством Егора Гайдара. Но инфляция Геращенко не слишком интересовала.

28 июля 1992 года он подписал телеграмму «О мерах по улучшению состояния расчетов между государственными предприятиями и организациями». Помимо порядка зачета телеграмма содержала меры по санации просроченной задолженности и дополнительной эмиссии. Фактически государство оплачивало долги государственных предприятий.

За зачетом последовал рост инфляции до 2500%. Рекорд января 1992 года — 245% — был побит. Гайдар посчитал, что именно зачет и гиперинфляция привели к тому, что начатые либеральные реформы захлебнулись. А Геращенко назвал зачет санацией кризиса и продолжил печатать деньги. Между правительством и Центробанком снова случился раскол. 

Иностранные банки в России

Радость банковского лобби, так упорно добивавшегося отставки Матюхина и назначения Геращенко, тоже оказалась недолгой. Глава Центробанка неожиданно согласился на приход в страну иностранных банков. Лобби сочло это предательством, опасаясь, что лучшие клиенты уйдут в зарубежные банки с их репутацией и капиталами. 

Геращенко, много лет проработавший за границей, понимал, что иностранные банки гораздо сильнее российских. И что приходящие в Россию иностранные компании не захотят открывать счета в недавно открывшихся российских банках с сомнительной репутацией. Геращенко верил, что иностранные банки окажут полезное влияние на экономику. Но правительство, депутаты и банкиры уверяли, что приход иностранных банков обрушит российскую банковскую систему. Совместно они убедили Ельцина принять протекционистские меры, и он издал указ, ограничивающий работу зарубежных банков. 

Много лет спустя иностранные банки будут работать в России. И банковская система от этого не рухнет. Ну а Виктор Геращенко тем временем оказался в том же положении, что и Георгий Матюхин. Правительство продолжало требовать от Центробанка эмиссии денег и снижения инфляции одновременно. Что бы ни делал ЦБ, реформаторы указывали ему на ошибки, критиковали и жаловались.

Конституционный кризис, финансовый кризис

В октябре 1993 года, после затяжного конфликта с Верховным Советом, Ельцин расстрелял Белый дом. Впоследствии была принята новая конституция, изменились форма государственного управления и вся структура власти.

Следующим потрясением стал «черный вторник» 11 октября 1994 го­да. За один день курс доллара на Международной московской валютной бирже вырос с 2833 до 3926 рублей. Впервые в истории России резкий скачок курса стал политическим событием. Чиновники обнаружили, что курс и волатильность влияют на настроение и поведение миллионов людей.

Для стабилизации курса ЦБ продал $80 млн за полдня. После окончания торгов на срочном совещании были приняты меры по стабилизации валютного рынка. На биржу ушло распоряжение о том, что банки могут покупать валюту только на собственные средства, находящиеся на клиринговом счете ММВБ. Была поднята ставка рефинансирования со 130 до 170%. В следующие три дня курс понизился с 3926 до 3000 рублей за доллар.

Реакция населения была настолько сильной, что по распоряжению президента Ельцина была создана государственная комиссия для расследования причин случившегося. Основными причинами обвала курса в докладе комиссии были названы «раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти». Исполняющий обязанности министра финансов Сергей Дубинин и глава Центрального банка Виктор Геращенко были отправлены в отставку с формулировкой «за благодушие».

Татьяна Парамонова

В том же октябре 1994 года исполняющей обязанности главы Центрального банка впервые стала женщина. Карьерный финансист, ключевой заместитель Виктора Геращенко, Татьяна Парамонова 22 года проработала в банковской системе и знала ЦБ как свои пять пальцев. Ельцин боялся назначать на должность главы ЦБ противников Геращенко, опасаясь, что они могут резко сменить курс управления и еще сильнее раскачают и без того нестабильную ситуацию в стране. Допустить к управлению банкиров было бы еще опаснее. Поэтому Ельцин остановился на предложении Геращенко — Татьяне Парамоновой. 

Коридор как инструмент управления рублем

Ключевым показателем для Парамоновой стала не инфляция, а курс рубля. После «черного вторника» страх чиновников стать ответственными за резкую девальвацию превратился в панику. За курсом начали следить чрезвычайно пристально.

На тот момент Россия очень зависела от получаемых в Международном валютном фонде кредитов. Разумеется, фонд стремился влиять на многие решения внутри страны: программа кредитования была составлена таким образом, что деньги МВФ попадали в Россию лишь после принятия необходимых фонду решений. 

По требованию МВФ были введены нормы резервирования остатков средств на счетах коммерческих банков и сокращено финансирование дефицита бюджета. Следующим шагом должен был стать фиксированный курс рубля. Министр финансов Анатолий Чубайс, ссылаясь на международный опыт, также настаивал на фиксации курса. Татьяна Парамонова считала такие меры слишком жесткими, но взамен предложить ничего не могла. 

В мае 1995 года делегация Центрального банка прилетела в Тель-Ави­­в за полезным опытом. Израиль был интересен российским банкирам тем, что, прочно находясь в состоянии войны, имел стабильную финансовую систему. Из той поездки Парамонова привезла решение — валютный коридор. И. о. главы Центробанка считала, что коридор позволит не только бороться с инфляцией, но и финансировать рыночный дефицит без дополнительной эмиссии. ЦБ и Минфин приняли решение развивать рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО), чтобы с помощью доходов от них гасить долги бюджета.

5 июля 1995 года был введен валютный коридор. ЦБ рассчитал его в рамках 4300–4900 рублей за доллар, понимая, что курс будет стремиться к верхней границе. Правила, которые установил себе ЦБ, были таковы: стремиться поддерживать курс у нижней границы, которую легче защищать; быть готовым подтвердить верхнюю границу, если это потребуется. Первый коридор вводили на три месяца. Затем продлили на полгода. И впоследствии обновляли каждые полгода. 

Стабильность, которую обеспечил коридор, оказалась пагубной для коммерческих банков. Пока доллар рос, взятые по старому курсу кредиты отдавались по новому, и банки получали прибыль. Как только курс укрепился, банкиры начали нести убытки. 

Несостоявшийся триумф

Татьяна Парамонова увеличила размер уставного капитала банков, ввела обеспечение УК реальными активами и обязательное резервирование средств для возмещения возможных потерь от сделок. Она также наметила создание фонда страхования вкладов. Банкирам такие изменения категорически не нравились, и они предприняли все возможное для того, чтобы исполняющая обязанности председателя Центробанка Татьяна Парамонова не стала председателем. Она готовилась к триумфу, но на первом голосовании Госдума не утвердила ее кандидатуру. 

Невзирая на то что Парамонова запустила систему электронных платежей в режиме реального времени и обеспечила принятие в 1995 году закона о том, что Центральный банк не может кредитовать бюджет, депутаты и президент ее заслуг не оценили. Второе голосование в Думе также закончилось провалом. И пост председателя занял уволенный за «черный вторник» Сергей Дубинин.

Сергей Дубинин

За несколько дней до назначения Дубинина в России начались залоговые аукционы. Схему предложил молодой банкир Владимир Потанин: несколько коммерческих банков дают кредит правительству под залог государственных предприятий. Неувязка была в том, что кредиты выдавались деньгами Минфина со счетов, открытых им в этих банках. Бюджетными деньгами. Ни один кредит возвращен не был, и госпредприятия остались в руках банкиров. Так в одночасье в России возникла олигархия, и начались попытки воздействовать на власть и Центробанк. 

Борьба со спекуляциями

Дубинин отбил проект указа о запрете хождения новых долларовых банкнот в России, понимая, что он породит огромное количество спекуляций. Следом — проект указа о переводе золотовалютных резервов страны из зарубежных банков в российские. Банки хотели таким образом повысить свою ликвидность, но Дубинин отказал. 

Далее глава ЦБ помешал назначению председателем Сбербанка Александра Смоленского, руководителя банка «Столичный». Смоленский был награжден орденом Дружбы народов и одновременно проходил фигурантом в уголовных делах об отмывании денег от продажи оружия и наркотиков и об отправке в Австрию $25 млн по фальшивому авизо.

Центробанк на службе у правительства и президента

Тем временем правительство и президент требовали от Центробанка напечатать 10 трлн рублей. Налоги не собирались, денег не хватало, приближались выборы президента, к которым Ельцин пришел с больным сердцем и низким рейтингом. Деньги нужны были срочно, и самым быстрым способом было их напечатать. 

Эмиссия для погашения дефицита бюджета была запрещена законом, поэтому придумали новую схему.

Правительство потребовало от Центробанка перечислить в бюджет 10 трлн рублей прибыли. В отчете ЦБ такая прибыль числилась, но деньги нужно было печатать. Эмиссия такого масштаба привела бы к усилению инфляции и еще большей девальвации руб­ля. ЦБ сопротивлялся, писал письма, шел на другие уступки правительству. Например, печатал деньги для выплат компенсаций вкладчикам Сбербанка, покупал у Минфина запасы драгметаллов, наращивал валютные интервенции2, пытаясь удержать курс рубля в нестабильной политической ситуации, когда все скупали валюту. Но Ельцин хотел выиграть выборы любой ценой, и за отказом ЦБ печатать деньги последовали бы отставки. Дубинин рассмотрел разные сценарии эмиссии и согласился на компромиссный вариант — 5 трлн рублей. 

Ельцин выиграл выборы. Экономическая политика не претерпела принципиальных изменений. Минфин по-прежнему продавал стратегические запасы и делал зачеты, налоги не собирались.

Государственные облигации

В год выборов (1996) было выпущено государственных краткосрочных облигаций на рекордную сумму — 138 млрд рублей. Для сравнения: за три года — с 1993-го по 1996-й — их было выпущено всего на 65,7 млрд рублей. ГКО представляли большой интерес для иностранцев ввиду высоких процентов. В период с 1994 по 1996 год иностранцам было разрешено покупать не более 10% ГКО. В 1996?м лимит увеличили еще на 10%.

Правительству казалось, что ГКО — легкий способ финансирования, в отличие от международных кредитов, которые всякий раз нужно было выпрашивать. В конце 1996 года замминистра финансов Олег Вьюгин предсказал, что такая политика приведет к кризису к декабрю 1998 года. И ошибся — на три месяца. Но пока даже чиновники участвовали в покупке ГКО. Дочери Ельцина, Анатолий Чубайс, постоянно настаивавший на выпуске все новых и новых ГКО, министр иностранных дел Андрей Козырев, зампред ЦБ Сергей Алексашенко — всего около 800 чиновников также участвовали в этом аттракционе.

1997 год оказался относительно удачным. Начался экономический рост, инфляция составила всего 11%, деньги потекли в страну. Зампред ЦБ Александр Потемкин убеждал, что нужно останавливать выпуск ГКО, отказываться от коридора, реструктуризировать внутренний долг, секвестировать расходы бюджета, активнее собирать налоги, чтобы обеспечить «мягкую посадку», если экономическая ситуация изменится. Осенью ЦБ предложил отменить валютный коридор. Чубайс категорически отказался. Перечить ему, признанному журналом Euromoney лучшим министром финансов года, не решились. Коридор был утвержден сроком на три года, что сочли признаком стабильности.

Дефолт

В первой половине 1998 года МВФ настаивал на принятии в России антикризисной программы. Однако депутаты после бесчисленных совещаний отказались ее принять. В ответ на это МВФ, обещавший транш $5,6 млрд, перечислил только $800 млн и затормозил кредитование. В июне 1998 года экономист Андрей Илларионов пытался убедить правительство и Центробанк принять превентивные меры, поскольку девальвация и дефолт неизбежны. Но Андрею Илларионову никто не поверил. На начало августа 1998 года задолженность государства по ГКО составляла 363 млрд рублей, что практически равнялось доходам бюджета за год.

В пятницу 14 августа Ельцин в интервью журналистам пообещал, что девальвации и дефолта не будет. Но фактически это уже произошло. После заявления Ельцина правительство и ЦБ собрались на совещание. И Минфин заявил, что на выкуп погашаемых выпусков облигаций уйдут все доходы бюджета. 

С этого момента аббревиатура ГКО станет ругательством, а новый финансовый кризис, в результате которого страна катастрофически обнищает еще раз, объявят результатом избыточного выпуска ГКО. Государство, набравшее в долг так много и под такие огромные проценты, не сможет выпутаться из этой ситуации. 

17 августа был объявлен технический дефолт, переоформление ГКО и облигаций федерального займа (ОФЗ) и отказ от удержания стабильного курса рубля. Председатель правительства Сергей Кириенко был отправлен в отставку. Вслед за ним по договоренности с главой администрации президента Валентином Юмашевым ушел Дубинин. Не первым, чтобы не брать на себя всю вину за дефолт.

Возвращение Геращенко

Следующим премьером стал Евгений Примаков. Он снова позвал Виктора Геращенко на должность главы Центробанка — устранять последствия дефолта. И опять все началось с зачета. Снова пришлось производить эмиссию. Но на этот раз обошлось без скандалов. Объем расчетов стал расти, бешеной инфляции не последовало. Для борьбы с оттоком капитала Геращенко ужесточил ответственность за сокрытие валютной выручки и увеличил норму обязательной продажи валютной выручки с 50 до 75%.

13 октября 1998 года Ельцин с подачи Центробанка заблокировал единогласно принятый Думой законопроект о гарантировании вкладов населения в банках. Согласно этому документу Сбербанк должен был выплатить вкладчикам $35 млрд по переведенным в него вкладам проблемных банков. Это были обязательства ряда крупнейших банков страны — «Менатепа», «Мост-банка», «СБС-Агро», «Мосбизнесбанка», «Инкомбанка», «Промстройбанка». Все они после дефолта не могли обеспечивать обязательства самостоятельно, особенно если учесть, что доходы бюджета за весь 1998 год составили около 300 млрд рублей. 

20 ноября 1998 года было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое выбирало, каким банкам помогать выжить, а каким нет. ЦБ выделил на реструктуризацию банков 30 млрд рублей из резервов по долгосрочным обязательствам государства. В первую очередь помогали банкам, на которых держалась финансовая система регионов. Для многих банков санация оборачивалась ликвидацией. 

Впервые государство системно пыталось спасти банки. Стало понятно, что нужно ужесточать контроль за ними и создавать гарантии сохранности вкладов хотя бы для физических лиц. Пользуясь неразберихой, многие банки выводили активы, показывали пустые балансы. Радикальную чистку Геращенко проводить не стал, решив в первую очередь поддержать госбанки. Сбербанку и ВТБ Центробанк предоставил свои ресурсы для исполнения обязательств. 

Слишком самостоятельная позиция Геращенко, с которым не сложилось взаимодействие ни у министра финансов Алексея Кудрина, ни у министра экономического развития Германа Грефа, критика решений премьера Владимира Путина, борьба с любыми попытками ограничить деятельность ЦБ привели к тому, что главу Центробанка стали воспринимать как помеху. В 2002 году истек срок его полномочий. Геращенко готов был остаться, но Путин предпочел ему Сергея Игнатьева.

Сергей Игнатьев

Основными своими задачами Сергей Игнатьев считал снижение инфляции, стабилизацию курса рубля и прекращение оттока капитала за рубеж. В конце 2002 года Игнатьев уменьшил ставку рефинансирования. ЦБ признал, что ставка не оказывает реального влияния на экономику, поэтому нет смысла сохранять ее высокой. Был введен ручной механизм управления курсом. Еженедельно Игнатьев и два его заместителя определяли, каким должен быть курс исходя из целей по инфляции. 

Постепенно, за четыре года, Игнатьев отменил норму продажи валютной выручки, считая, что контролировать ее смысла нет. Захочет утечь — все равно утечет. В 2002 году был составлен текст закона о создании Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Само агентство создали в январе 2004 года. 

Банковский кризис

13 мая 2004 года по подозрению в отмывании денег Центробанк отозвал лицензию у «Содбизнесбанка». С конца апреля ЦБ наблюдал вывод крупных сумм из банка и рекомендовал ему на полгода приостановить операции, но «Содбизнесбанк» не прислушался. В ответ на отзыв лицензии связанные с криминалом банкиры заблокировали доступ сотрудников ЦБ в головной офис банка. Отзыв лицензии обернулся грандиозным скандалом. После продолжительных разбирательств и ожесточенного сопротивления 27 мая банк был взят штурмом. 

В конце июня отозвали лицензию у связанного с «Содбизнесбанком» «Кредиттраста». На этот раз все прошло спокойно. 

Но банки, напуганные отзывом лицензий и заявлениями ЦБ о том, что у 136 банков выявлены признаки фиктивного капитала, начали прятать друг от друга деньги. Объем операций на межбанковском рынке в июне уменьшился в 10–12 раз по сравнению с маем. Ликвидности было достаточно, но финансовую систему парализовало. У крупных коммерческих банков, таких как «МДМ-банк», «Гута-банк» и «Альфа-банк», начались трудности с обслуживанием вкладов. Все больше вкладчиков выходили на улицы.

Игнатьев пытался решать возникающие то тут, то там проблемы без лишнего шума, но получалось плохо. Жалобы на действия ЦБ, направленные на борьбу с отмыванием денег, слали в прокуратуру, ФСБ, президенту. Кризис из банковского превращался в политический. И Игнатьев решил смягчить условия. ЦБ снизил ставку рефинансирования и объем отчислений в фонд обязательного резервирования. Ситуация начала налаживаться. 

Но в июле в ЦБ пришли владельцы «Гута-банка» просить помощи. Стало понятно, что «Гуту» нужно спасать, чтобы не спровоцировать новый виток кризиса. Игнатьев решил, что «Гуту» купит «Внешторгбанк» за счет депозита, предоставленного ЦБ. 85,8% акций «Гута-банка» обошлись ВТБ всего в $30 тысяч. Под оздоровление «Гуты» ЦБ разместил в ВТБ депозиты на $700 млн. Впоследствии на базе «Гуты» ВТБ создаст розничную сеть «ВТБ-24». 

После этой сделки паника на банковском рынке закончилась, а вместе с ней закончился и кризис.

Накопление резервов

В 2002 году, когда Игнатьев возглавил ЦБ, баррель нефти стоил $25. В 2005-м уже $50. В конце 2007-го больше $100. ЦБ быстро пополнял валютные резервы. В 2002-м их было $37 млрд, двумя годами позже уже $85 млрд. Рекордная цифра для России и СССР. Совместно с правительством ЦБ создал Стабилизационный фонд. Туда поступали излишки нефтяных доходов, которые планировали использовать для покрытия дефицита бюджета, если цена на нефть упадет. На конец 2004 года Стабфонд накопил 500 млрд рублей, и было решено потратить их на погашение внешних долгов. К 2008 году Россия вернула долги времен СССР и кредиты, взятые в девяностые годы. 

ЦБ преследовал две противоречащие друг другу цели: сдерживать инфляцию и не допускать повышения реального курса рубля. Рост цен на нефть делал достижение этих целей еще более трудным. Отпускать рубль в свободное плавание Игнатьев считал опасным для политической стабильности. И его осторожность была вознаграждена — в 2005 году он стал первым председателем ЦБ, переизбранным на второй срок.

Борьба с отмыванием денег продолжается

ЦБ продолжил бороться с отмыванием денег. Отзывал лицензии, запрещал операции, отменял переводы, передавал материалы в МВД для возбуждения уголовных дел. Первый заместитель председателя ЦБ Андрей Козлов сражался с теневой экономикой страны до тех пор, пока 14 сентября 2006 года она его не ликвидировала. Заказчиком убийства следствие назвало молодого банкира Алексея Френкеля, у банков которого ЦБ отозвал лицензии. Френкель пытался договориться с Козловым о спасении лицензий, но не получилось. Потом начал вести с ЦБ судебные тяжбы, в чем тоже не преуспел. А потом произошло убийство.

После гибели Козлова Игнатьев впервые озвучил реальные потери бюджета от серых зарплат и серого импорта — до 800 млрд руб­лей в год. Схемы по отмыванию денег и незаконному обогащению проворачивали даже через Сбербанк. Игнатьев проводил беседы с председателем правления Сбербанка Андреем Казьминым, тот слушал, но ничего не менялось. Поэтому, когда Путин сказал, что руководство Сбербанка пора менять, Игнатьев согласился. В нояб­ре 2007 года Сбербанк возглавил Герман Греф. 

Мировой финансовый кризис

В середине сентября 2008 года в США объявил о банкротстве крупнейший банк — Lehman Brothers. Это событие спровоцировало кризисы во многих странах, и Россия не осталась в стороне. Пока в прошедшие несколько лет правительство выплачивало взятые ранее кредиты и наращивало резервы, российские банки и компании с удовольствием кредитовались за рубежом. Но когда в октябре 2008 года цены на нефть начали падать, а рубль девальвироваться, рублей на погашение обязательств перед западными кредиторами стало не хватать. 

Посыпались банки. Сначала «КИТ Финанс», который за символические деньги продали двум государственным компаниям — «Алроса» и «РЖД». Потом «Связьбанк», который без всякого удовольствия пришлось купить «Внешэкономбанку». Потом «Глобэкс», который купил тот же ВЭБ. На санацию этих двух банков ЦБ выдал ВЭБу 212,6 млрд рублей. Следом пришли плохие новости из «Банка Восточно-Европейской финансовой корпорации» (ВЕФК) Санкт-Петербурга. Стало понятно, что вопрос лучше решать системно через Агентство по страхованию вкладов, а не «перекладывать» банки из кармана в карман. Закон, разрешающий АСВ заниматься санацией, принимали в спешном порядке из-за ВЕФК. Через него платили пенсии в пятимиллионном городе, и процесс останавливать было нельзя. 

Одним из первых антикризисных шагов стало беззалоговое кредитование, которое запустили осенью 2008 года. К началу 2009-го ЦБ выдал банкам 2 трлн рублей таких кредитов. 

Все это время Сергей Игнатьев пытался удерживать курс рубля в том числе для того, чтобы компании и банки успели погасить хотя бы часть своих задолженностей перед западными банками. До начала кризиса валютные резервы России были равны $596,6 млрд, за три кризисных месяца они уменьшились на $170 млрд. Продолжать дальше было невозможно. 

Мнения совета директоров ЦБ разделились: одни предлагали провести разовую резкую девальвацию, другие настаивали на плавной и управляемой, третьи хотели сохранить статус-кво и продолжить интервенции. Игнатьев выбрал второе. Формально это было названо расширением валютного коридора в обе стороны. О девальвации не говорили. 

Игнатьев надеялся, что падение цен на нефть временное, и оказался прав. Впоследствии ЦБ удалось восстановить резервы. В марте 2009 года их объем составлял $380,5 млрд, а через два года снова вернулся к $500 млрд. 

К началу 2009 года Игнатьев уже был уверен, что кризис глубокий, но временный, что ситуацию удастся удержать, резервов хватит, меры поддержки заработали. 

В июне 2009 года Сергей Игнатьев был в третий раз утвержден на посту главы ЦБ. 

Создание мегарегулятора

Незадолго до окончания третьего срока Игнатьеву позвонил первый вице-премьер Игорь Шувалов и предложил создать на базе Центробанка мегарегулятор3. Идея пришла Шувалову на очередном совещании о Федеральной службе по финансовым рынкам России (ФСФР). Служба была создана восемь лет назад, но полноценно работать не могла — не хватало сотрудников, ресурсов, полномочий. Ее нужно было реформировать. 

Зампреды Андрей Козлов и Олег Вьюгин еще в 2005 году предлагали Игнатьеву взять ФСФР в свои руки и создать тот самый мегарегулятор, но Игнатьев только отмахнулся. За банками бы уследить. Теперь, посоветовавшись с теми, кто после его ухода примет «наследство», ответил положительно. Уже через месяц после этого разговора в правительстве появилась концепция создания мегарегулятора, а еще через месяц было принято решение о том, что объединение ЦБ с ФСФР начнется через полгода. Так Центробанк расширил свои полномочия и обрел новый статус.

Эльвира Набиуллина

В июне 2013 года председателем ЦБ стала помощница Путина по экономическим вопросам Эльвира Набиуллина. Поначалу рынок на новое назначение не отреагировал. Пропустил он и предупреждение зампреда ЦБ Михаила Сухова об ужесточении политики по отношению к тем, кто проводит сомнительные операции. ЦБ продолжил отзывать лицензии в прежнем темпе, по 3–5 в месяц, у некрупных банков. Крупные банки считали, что надежно защищены связями с высокопоставленными чиновниками, силовиками, некоторые — с криминалом. При Игнатьеве их тоже неоднократно предупреждали, но ЦБ не хватало законных оснований для серьезных действий, и банкиры уверовали, что они неуязвимы. 

Закон, который позволил ЦБ отзывать лицензию до сбора доказательств в тех случаях, когда становится известно, что риски банка превысили допустимый минимум, был принят только в 2013 году, а применяться начал и того позже, в 2015-м. Первой ласточкой стал отзыв лицензии у подмосковного банка «Пушкино». Пока банкиры вспоминали слова Сухова, ЦБ отозвал лицензию у «Мастер-банка» — самой крупной в стране площадки для обналичивания денег с кураторами из ФСБ, МВД, правительства и Госдумы. Теневой сектор отреагировал увеличением ставки за обналичивание с 3,5 до 8%. 

За пять лет руководства Набиуллиной перестали существовать почти 600 банков, многие попали под санацию. Чистка рынка проводилась жестко. Например, в 2016 году была отозвана лицензия у «Внешпромбанка», где держали деньги высокопоставленные чиновники и госкорпорации. АСВ за несколько лет выплатило вкладчикам больше триллиона рублей. На санацию банков только в 2017 году ушел еще триллион. Чтобы остановить панику среди вкладчиков, ЦБ увеличил страховые выплаты с 700 тысяч до 1 400 000 руб­лей. 

Рубль уходит в свободное плавание

После присоединения Крыма в 2014 году произошли изменения и в регулировании курса. Падение цен на нефть, санкции, контрсанкции привели к стагнации экономики. Курс рубля постоянно падал. Центробанк пытался поддерживать его интервенциями, но падение не останавливалось, а резервы сокращались. С марта по декабрь 2014 года было потрачено более $100 млрд, или 20% всех резервов. Эльвире Набиуллиной казалось, что это временно, цены на нефть снова начнут расти, а санкции отменят. Поэтому она продолжала проводить интервенции. Минфин настаивал на свободном курсе руб­ля. Набиуллина нервничала, говорила одно, делала другое. 

Из-за санкций возникли проблемы у «Роснефти», которой в декаб­ре 2014 года нужно было выплатить международным кредиторам $7 млрд. За рубежом денег больше не давали, а у российских банков не хватало валюты. И глава компании Игорь Сечин пришел в ЦБ.

Вместе с банком «Открытие» «Роснефть» придумала схему привлечения денег Банка России посредством выпуска облигаций. «Рос­нефть» выпускает рублевые облигации, которые выкупят заранее определенные участники рынка. Через цепочку операций эти облигации оказываются у банка «Открытие», который берет под них валюту у ЦБ и отдает ее «Роснефти». От ЦБ нужно было только быстро включить облигации в ломбардный список, что позволило бы брать под них валюту. Набиуллина согласилась. На совершение сделки у «Роснефти» ушло два дня. 

Финансовый рынок отреагировал на новости о тайном сговоре Сечина и Набиуллиной падением курса. ЦБ повысил ключевую ставку до уровня, который должен был напугать рынок и прекратить раскручивание курса. Это не помогло. Коллеги предлагали Набиуллиной провести интервенцию, чтобы охладить рынок и остановить падение курса. Но она решила, что отсутствие интервенций охладит его сильнее. Центробанк не собирался больше реагировать интервенциями на каждое изменение курса. Наступили жесткие времена.

Последние события

Курс рубля с тех пор так и остался плавающим. Отзывы лицензий и санация банков продолжились. В 2016 году Центробанк предложил проект реформы банковского сектора, который предполагал введение двух видов банковских лицензий — универсальных и ограниченных (региональных). Для региональных лицензий было предусмотрено большое количество ограничений. Банковское сообщество проект не поддержало.

В марте 2017 года Эльвиру Набиуллину назначили на должность председателя ЦБ во второй раз. В 2017 году был принят федеральный закон, который разрешил Центробанку санировать банки по новой схеме — непосредственно кредитуя инвестора через управляющую компанию Фонда консолидации банковского сектора. Первым банком, санированным по такой схеме, стал банк «Финансовая корпорация Открытие». Основным акционером «Открытия» стал сам ЦБ. В 2018 и 2019 годах ЦБ сосредоточился на борьбе с финансовыми пирамидами и нелегальными кредитными организациями.

10 лучших мыслей

1. Ключевой задачей для Центробанка всегда была независимость от правительства и от президента. И каждый новый глава Центробанка отстаивал эту позицию как мог.

2. Не обеспеченная ресурсами эмиссия, которой требовали правительство и президент для покрытия дефицита бюджета, порождала инфляцию и все тот же дефицит.

3. Коммерческие банки были необходимы России, но отсутствие контроля их деятельности дорого обошлось государству и населению.

4. Курс, инфляция и стабильность финансовой системы зависят не только от цифр, но и от настроений людей.

5. Большие деньги не терпят ошибок. Победы и провалы центробанкиров оказывают влияние на всю страну.

6. Деньги меняют историю.

7. Мелкие компромиссы, как и жесткие решения, приводят к кризисам.

8. Прошлый опыт, как успешный, так и неудачный, не всегда полезен.

9. Когда момент для принятия мер упущен, приходится выбирать между плохим решением и очень плохим.

10. Банкиры и политики — в первую очередь люди, и их человеческая составляющая влияет на решения не меньше, чем профессиональная.

1. Авизо — извещение об исполнении финансовой или товарной операции

2. Валютные интервенции — операции по покупке или продаже валюты для ослабления или усиления курса

3. Мегарегулятор, или интегрированная модель надзора за финансовым сектором, — организация регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора, а также инфраструктурными организациями финансового рынка в рамках единого государственного органа

Я надеюсь, что вы подпишитеcь на мой канал и поставите лайк к данной статье. Это бы смогло помочь понять мне, что моя деятельность вам интересна и мне стоит продолжать этим наниматься. Спасибо за прочтение. Хорошего дня, целую <3