Неотъемлемой частью частью традиций бойцов Советской армии является дембельский альбом, призванный сохранить на века память о службе и донести до окружающих особенности её прохождения автором. Технология изготовления его песнь отдельная. Сегодня поговорим о фотографиях, которыми он комплектуется.
Фотографии в дембельском альбоме условно их можно поделить на три категории:
"гражданские";
"уставные";
"неуставные".
Последние командование не любит: их запрещают, ищут, находят и уничтожают. Хотя, откровенно говоря, это, зачастую, самая оригинальная и интересная часть альбома.
"Гражданские" фотографии просты и привычны: куча далёких от армии людей. Фото со школьного выпускного, с отвальной (застолье в честь ухода в армию), прощальные фото перед отправкой, фото любимой девушки... Достаточно часто, будущий дембель (воин, уволенный в запас) выглядит на них весьма неоднозначно, в смысле, откровенно пьян. Впрочем, ему можно. Впереди два (три, ежели во флоте) года тягот и лишений службы.
Ежели солдаты (матросы и старшИны) на фото напоминают плакат "Воин, заправься!", можете быть уверены - офицер где-то рядом, ...или на фото "дух" (молодой боец). Последнего, кстати, всегда можно опознать по суровости в лице и затянутости "деревянного" (из кожзаменителя) ремня.
Это и есть фото "уставное". На таких, часто, вместе с солдатами фотографируются офицеры. Либо фотографирует офицер. Впрочем, приличные "уставные" фото делают и "на дембель" (на память). Командование части, где служил я, находило возможным и должным устраивать для "дедОв" культпоход в фотоателье. Благодаря этому в моём дембельском альбоме присутствуют приличные фото всего "призыва": одиночные и групповое.
Популярны среди бойцов и одобряются командованием фотографии "боевых будней". Даже, с учётом того, что боевые будни могут быть самыми разными.
Антураж "неуставного" фотоизображения может быть разнообразным от вполне себе невинного лесного пейзажа, до какой-нибудь совершенно секретной хреновины. Нарекания, чаще всего, вызывает - внешний вид
бойцов: сапоги гармошкой, пряжка ремня в районе "мудиков", ворот, расстёгнутый до пупа, шапка "на дембель" (на затылке, на лбу, на ухе), руки в карманах, взгляд - пренебрежительно мужественный, под носом вялая растительность. Тогда отчего-то казалось, что безобразие это смотрится невероятно круто. К фотографиям с лёгкими, не носящими вызывающего характера вольностями, относятся, как правило, вполне лояльно. Расстёгнутый крючок, чуб, слегка ослабленный ремень: боевые товарищи в редкие минуты отдыха.
Совершенно не радует начальство фото, на которых зафиксированы неуставные взаимоотношения: от лёгкого озорства до очевидного преступления. К счастью, чаще всего, они постановочные. Хотя... Дураков везде хватает.
Не в чести всевозможные кустарные фотодемонстрации боевой мощи "а-ля Рембо" и вольных упражнений с оружием. Близость к оному, известно, возбуждает... особенно тех, кто служа в армии, от него далёк. Снимают такие фото, чаще всего, "втихаря". Пока не видит командование.
Часто, и это надо признать, "неуставные" фото смотрятся весьма стрёмненько. Тем не менее, делать "дембельским альбомом" ради исключительно "уставных" вряд ли стоит. В любом случае, все эти фотографии - память. Память о том, какими мы были.
ЗЫ. Автор не претендую на истину в последней инстанции, но пишет лишь о том, с чем столкнулся лично.
Читайте другие воспоминания о службе в Советской армии:
Жизнь в нательном белье или Нафига бойцу кальсоны?