Книга испанского Ортеги — настоящая находка для мизантропа. Гассет здесь разбирает сложившееся «массовое общество» и его трактирные фантазии.
Когда Ортега-и-Гассет писал «Восстание масс» (а это были тридцатые годы двадцатого века), философия, социология и литература не отдалились еще друг от друга очень далеко. Можно было писать об обществе с одной стороны поэтично (а «Восстание масс» это стилистически невероятно красивая книжка), с другой — категорично, с третьей — убедительно. Прям как пост в Телеграме.
Я решила, что лучше не разбирать его труд (ибо это кощунство), а дать несколько цитат из книги.
«Чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не требуется людских скопищ. По одному-единственному человеку можно определить, масса это или нет».
Зачем читать Ортегу-и-Гассета сейчас? Философы скажут вам, что для того, чтобы понять общество потребления, диктатуру, коллективное бессознательное, информационный скачок и так далее. Всё правильно, но особенно актуально рассматривать такого «массового индивида» сейчас, в эпоху тотальной дивёрсити-уравниловки. Если раньше надо было быть «как все», то теперь от человека требуют «быть собой», быть примером «разнообразия», а те, кто все еще желают «быть обычными», приравниваются чуть ли не к фашистам.
«Для создания меньшинства — какого угодно — сначала надо, чтобы каждый по причинам особым, более или менее личным, отпал от толпы».
«Избранное меньшинство — это не те, кто ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже, если требование к себе непосильно».
Конечно, это небольшая натяжка. Для Ортеги исключённые из массы — это в первую очередь привилегированное меньшинство, члены которого не хотят быть похожими друг на друга, хотят быть уникальными и постоянно развиваются. Именно такое меньшинство развивает и двигает мир. Достигая своего идеала, представитель такого меньшинства создает себе следующий. Как у Сервантеса: «Дорога лучше привала». Никогда не останавливайтесь и никогда не бывайте довольны собой — и тогда вы не будете частью массы.
«Для рядового горожанина — а город и есть олицетворение современности — возможность получить удовольствие выросла в нашем веке небывало».
Что довольный эгоистичный человек есть скот — это не новость. Все критики общества потребления и коучи по этому поводу сойдутся во мнении через сорок-пятьдесят лет после Ортеги-и-Гассета. Ещё такой человек может погубить мир, потому что заставит прогресс остановиться. Масса неспособна порождать новое, а может только потреблять. Только вот масса очень хочет быть довольной и оскотиниваться полегоньку. Поэтому её бы надо трясти, чтобы из неё выпадали всякие благородные личности. Причём вытрясти можно очень много. Тут важно качество, а не количество, или словами самого Ортеги-и-Гассета «живущих инертно, мы называем массой не за их многочисленность, а за их инертность». Чтобы быть избранным, нужно все время предпринимать невероятные усилия над своим ленивым мозгом.
«Это первая попытка атаковать триумфатора и знак, что есть еще европейцы, готовые восстать против его тирании. Пока это лишь разведка: главный бой впереди, он не заставит себя ждать и наверняка будет иным, чем я думаю. Но все произойдет так, что массовый человек не сумеет опередить — он будет смотреть в упор и даже не догадается, что это и есть окончательный удар».