Найти тему
Simon Gari

Нет доказательств присоединения Осетии к России в 1774-м году.

"История Осетии" в главе "Включение Осетии в состав Российской Империи" указывается 1774-й год, как дата присоединения Осетии к России.

Однако, ни в ссылках к данной статье нет доказательств, что Осетия действительно присоединилась к России в 1774-м году.

Между тем, если попробовать рассмотреть интересующие нас события 1774-го года подробнее, становится ясной безосновательность "версии 1774-го года".

Подробное описание процесса «присоединения Осетии к России в 1774-м году» имеется на http://iratta.com/2007/04/19/_36_prisoedinenie_osetii_k_rossii.html (М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии с древнейших времен до конца XIX в.": Учебник для старших классов средней школы. — Владикавказ: Ир, 2000).

-2

Конспективно всё выглядит следующим образом.

В 1774-м году в Осетии в доме некоего Алегуки Цаликова собирается совет местных влиятельных старейшин. По итогам обсуждения они составляют прошение о присоединении Осетии к России и посылают в Моздок послов, чтобы те вручили его (прошение) астраханскому генерал-губернатору П.Н.Кречетникову. (Очевидно, что эти события присоединением считаться не могут. Россия на тот момент была абсолютной монархией, и для узаконивания присоединения должен был появиться соответствующий указ императрицы. А как следует из дальнейшего текста, императрица была ознакомлена с прошением только в 1775-м году).

Далее в том же году в Моздоке послы передают это прошение генерал-губернатору. Цитирую источник:

"Губернатор П.Н.Кречетников дал заверения осетинскому посольству о представлении Екатерине II обстоятельного доклада о русско-осетинских переговорах в Моздоке и о том, что будет ходатайствовать перед императрицей об «особой резолюции» по Осетии". Т.е. генерал-губернатор обещал подробно рассказать Екатерине II о встрече с послами и передать ей их прошение.

-3

Очевидно, что считать актом присоединения Осетии к России факт передачи прошения осетинскими послами генерал-губернатору и его обещание в свою очередь передать это прошение императрице - тоже нельзя.

Далее весной 1775-го Кречетников едет в Петербург с докладом императрице. В докладе он указывает, что "присоединением Осетии к России «произойдет слава ея императорского величества по всей той стране и приманит весьма многие народы и распространит пределы России»". Т.е. в 1775-м году генерал-губернатор пока только предоставляет императрице доклад, в котором "ходатайствует перед императрицей", т.е. пытается убедить её в полезности этого присоединения. По итогам этого доклада императрица должна была согласиться (а могла и не согласиться - если бы не нашла в том пользы) на присоединение Осетии к России.

Следовательно, решение о присоединении Осетии к России было вынесено императрицей никак не раньше 1775-го года.

Если не существует авторитетного источника, предлагающего отличную от исследования М.М.Блиева и Р.С.Бзарова трактовку событий, то я предлагаю в статье "История Осетии" в главе "Включение Осетии в состав Российской Империи" заменить фразу "В 1774 году Осетия присоединилась к России" на "Однако распространённое мнение, что Осетия присоединилась к России в 1774-м очевидно является заблуждением. Документов, подтверждающих факт присоединения Осетии к России в 1774-м году не обнаружено. Следовательно, это событие произошло в более позднее время." И далее в главе "Российская империя" убрать фразу "В 1774 году Осетия, не разделенная на Северную и Южную, вошла в состав Российской Империи". --Vadim Raritet-CD 21:19, 1 февраля 2011 (UTC)

-4

Большая советская энциклопедия: ...К 1774 С. О. добровольно присоединилась к России, что ограждало её от иноземных нашествий, создавало условия для ликвидации феодальной раздробленности и приобщения к экономике и культуре России ... Вхождение в состав России было закреплено Кючук-Кайнарджийским миром 1774 с Турцией... Taamu 00:33, 6 февраля 2011 (UTC)

«Когда и каким документом Российская Империя узаконила включение в свой состав осетинских территорий». Достаточно размытая формулировка: «к 1774-му году Северная Осетия добровольно присоединилась к Российской Империи» очевидно таким ответом не является. Тот факт, что в этом советском справочном издании (как и в остальных доступных советских изданиях) данный вопрос упорно обходится, наталкивает на мысль, что мы имеем дело с исторической фальсификацией.

Эти подозрения ещё больше усиливаются после изучения труда осетинских учёных М.М. Блиева и Р.С. Бзарова "История Осетии с древнейших времен до конца XIX в." (более подробно – в начале данного обсуждения). Из этого исследования, выгодно отличающегося от остальных обилием фактов и подробностей, недвусмысленно следует, что к 1775-му году Осетия ещё не являлась частью Российской Империи.

В качестве аргумента о вхождении Северной Осетии в состав России упоминается Кучюк-Карнаджийский мирный договор между Россией и Турцией.

Ознакомившись с оригинальным текстом этого документа, можно убедиться, что в нём нет пункта о присоединении Осетии к России. Единственный параграф, могущий иметь отношение к территории Осетии, это параграф 21, в котором имеется упоминание Кабарды (на тот момент понятие Кабарда имело отношение к территории нынешней Северной Осетии). В этом параграфе говорится, что принадлежность Кабарды императорскому российскому двору «должна предоставлена быть на волю хана крымского».

Очевидно, что принятие договора с этой формулировкой никак не может считаться юридическим закреплением вхождения Осетии в состав России.

Но всё же (позволю себе повториться) главным аргументом против «версии 1774-го года» являются факты, приведённые в исследовании М.М. Блиева и Р.С. Бзарова "История Осетии с древнейших времен до конца XIX в." (подробный анализ – в начале данного обсуждения), где однозначно указано, что к 1775-му году Осетия ещё не являлась частью Российской Империи.