Найти тему
Чай с Круассаном

Экономика Семьи: Отношения. Часть 1

Оглавление

Для многих людей само сочетание слов «Экономика Семьи» вызывает удивление — чем это я занимаюсь? Считаю ли я бюджет семейной пары или что? При чём здесь экономика, когда здесь правит либо любовь, либо психология?

Ответ здесь прост — экономисты пытаются описать взаимоотношения людей с помощью формальных (математических) моделей, способных уловить некоторые закономерности, объясняемые рациональным мышлением.

Один из первых экономистов, который формализовал семейные и внёсший огромный вклад в математическое выражение социально-экономических явлений был Гарри Беккер. Сейчас данный филд активно развивается и становится всё популярнее. По моему личному мнению, основной потенциал до сих пор реализован не полностью, но, об этом позже

К сожалению, я не смог найти экономическую литературу про отношения, кроме тех, что направлены прямиком на создание семьи. Но, если у вас есть предложения, то буду рад привести в пример то, что вы скинете. Однако, как мне кажется, здесь можно внести большой вклад, если восполнить данные недостатки. Свои идеи я приведу в конце. Пока что, сейчас обсудим базовые идеи и эмпирические факты.

А зачем люди встречаются?

Для начала, стоит определиться, а как же экономисты объясняют само желание людей создавать семьи? С точки зрения биологии это можно объяснить естественными инстинктами, химией. Однако, вспомним, чем же руководствуются экономисты — стимулы и полезность. Говоря максимально простыми словами, у агента есть две возможности: создать пару или не создавать. У каждой из этой опции есть своя «полезность» — некоторая условная величина удовольствия, получаемая агентом выражаемая численно. Следовательно, сравнивая два этих числа агент решает, стоит ли ему вступать в отношения или нет. Звучит просто, однако, как мы знаем, жизнь устроена немного сложнее. Партнёров много, да и оценки для агентов не очевидны.

Поэтому, давайте структурировать. Назовём разницу между теми двумя числами выигрышном от созданием семьи (он может быть и отрицательным). В жизни, можно рассматривать два типа — экономические и эмоциональные. Далее я абстрагируюсь от второго термина, так как, во-первых, мы можем представить эмоциональное удовольствие как неторгуемый товар, либо, представить в виде параметра модели (например, качество мэтча). Давайте рассмотрим основные выигрыши для агентов от создания семьи:

  • Использование общих благ (кооперативно, без соперничества). К этой категории могут относиться совместное проживание, использование и передача эксклюзивной информации, или воспитание общих детей. Проще описать это словами, «две головы лучше, чем одна»
  • Использование отдачи от масштаба и специализацию. Например, можно делить обязанности по уходу за домом и детьми, используя сильные стороны друг друга
  • Совместное использование финансовых активов. Во-первых, объединение капитала, и, что особенно важно, получение более выгодных предложений на рынке займов.
  • Распределение рисков. Один партнёр работает, пока другой может быть безработным

Assortative mating (ассортативное спаривание, лол)

Рассмотрим первую модель и интересные результаты, которые она приносит. Рассмотрим конечное количество женщин и мужчин, каждый со своей характеристикой x и y соответственно. Формально, обозначим функцию полезности от создания семьи h(x,y) которая зависит от характеристик обоих партнёров. А теперь представим, что каждый агент ищет партнёра таким образом, чтобы найти наилучшего партнёра с точки зрения максимизации данной полезности. Теперь вопрос, как же в итоге будут выглядеть образовавшиеся пары?

А теперь внимание, ответ зависит от функции h(,), а именно, от того, чем являются друг для друга характеристики x и y. Если они являются дополняющими, то тогда мы можем видеть картину, что лучший мужчина мэтчится с лучшей женщиной (с точки зрения их характеристик). Однако, если они будут заменителями, то будет наблюдаться абсолютно другая ситуация, где лучший мужчина мэтчится с худшей женщиной.

Если рассмотреть такие характеристики как деньги у мужчин и красота у женщин, то можно привести следующие примеры. Допустим, самый богатый мужчина сравнивает, какой эффект будет от мэтчинга. Если его деньги дают большую семейную полезность в зависимости от красоты девушки, то получится что в равновесии самый богатый мужчина замэтчится с самой красивой девушкой. Экономически, он будет заплатить девушке большую предельную плату, за то, что она внесла больший импакт в их семейное счастье. Однако, если большая красота будет вызывать меньший предельный прирост семейной полезности, то самый богатый мужчина выберет самую некрасивую девушку (более того, если мужчин меньше, то самая красивая девушка останется без пары).

Ах да, я не сексист, пример взят из книги, можете сами поменять мужчину и женщину местами или придумать другие характеристики. Безусловно, эта модель приведена лишь для примера, понятно, что она слишком простая.

Кстати, ещё один интересный результат. У каждого агента есть возможность не создавать пары совсем. Удивительно, но полезность от этой возможности не влияет на выбор партнёра (она влияет только на то, станет ли агент искать партнёра, однако если он всё таки станет искать его, то на выбор это не повлияет)

Search with assortative mating (поиск с ассортативным спариванием)

Предыдущая модель описывала лишь равновесие, которое рано или поздно состоится или не состоится вовсе. Однако, стоит также рассмотреть модель которая описывает поиск партнёра именно как процесс.

Основа модели — введение издержек на поиск. Интуитивно, агент не может бесконечно искать идеального партнёра, даже если такой существует в виду того, что время ожидания приносит агентам некоторые затраты, а часики то тикают.

Я сразу рассмотрю усложнённую модель поиска с уже включенной функцией полезности семьи, чтобы показать различия. Допустим, что одновременно одинаковое количество мужчин и женщин ищут партнёров, каждый, со своим значением характеристики. Однако, теперь поиск характеризуется процессом: в каждом периоде агент выбирает интенсивность поиска, определяющий количество встреч, издержками на интенсивность, и издержками ожидания своей пары.

Итак, для каждого агента в каждом периоде определяется резервная полезность — ожидаемая полезность от будущего партнёра при условии дальнейшего поиска. Подробнее, агент оценивает, что в следующем периоде он продолжит поиск, определяет усилия на поиск, и прикидывает, какого уровня пары он может получить. Тогда, если сейчас в данный период, встречая агента, пара с которым будет приносить большую выгоду, чем ожидаемая выгода от продолжения поиска, то поиск прекратится именно на этом агента.

Основа данной концепции строится на том, что поиск затратный — тратятся усилия на интенсивность поиска и время ожидания также приносит одни невзгоды. Из этого как раз и следует, что агент с самой высокой характеристикой может замэтчиться с не самым лучшим партнёром. Да, можно продолжить поиск, зная что существует лучший вариант, однако время ожидания и усилия могут оказывать слишком сильное влияние.

А теперь дополнение к предыдущей модели. Не смотря на то, что характеристики могут быть дополняющими (т.е. обе характеристики положительно действуют на полезность семьи — в предыдущей модели лучшие мэтчились с лучшими) то сейчас, при сильно высоких издержках или нечастыми свиданиями, может получиться ситуация, где худшие ждут своего мэтчинга с лучшими.

Мои мысли

А теперь давайте попробуем применять данные модели в жизни.

Какие тенденции можно найти в реальном мире?

  • Поиск партнёра упрощается. Обилие приложений для знакомств значительно упрощает процесс поиска партнёра. Более того, интенсивность поиска тут стремится к бесконечности. Тут можно добавить также большую информацию (краткое описание в Тиндере даёт хоть какую-то информацию, по сравнению со знакомством на улице). Отсюда можно сделать вывод — на основе данных теорий можно сделать вывод, что поиск партнёров будет идти дольше, однако, качество связей будет выше.
  • Возраст взросления возрастает. Под возрастом взросления я понимаю возраст, при котором молодёжь выходит во взрослую жизнь. Так уж получается, что увеличение ожидаемой продолжительности жизни, а также увеличение среднего времени обучения, то можно также предсказать, что время поиска увеличится. Следовательно, качество связей также будет выше, из-за большего периода поиска

Так ли это? Не совсем. Эмпирические факты могут говорить и об обратной связи. Но, на сегодня всё.

Спасибо за прочтение. Если у вас есть вопросы, дополнения или критика, то жду ваши сообщения в любом виде

Основная литература это Browning, Martin, Pierre-Andre Chiappori, and Yoram Weiss. "Family economics." (2011). Глава 7.