Найти в Дзене

История пули. А вы знаете с чего всё началось?

Пуля – ребенок, созданный и воспитанный человеком на службу цивилизации. Она может разрушить и она же может спасти. Как и всё она тоже развивается, совершенствуется и приспосабливается к жизни. Но с чего всё началось? С камня. Тщательно отполированный шарик камня забивался в аркебузу (арбалет-ружье для метания пуль, применяемое в средневековье). Аркебузу было тяжело использовать использовать в бою, но если пуля достигала цели, то противник был сражен. Однако если противник носил латы (металлические доспехи), то каменная пуля просто напросто раскалывалась не нанося вреда. На смену камню пришел свинец. Он имеет высокую плотность, легок в выплавке и кроме того доступен. Для такой пули в 30-х годах XVI столетия создали увеличенный вариант аркебузы – мушкет – и снабдили его фитильным замком. Дюймовая шарообразная 50-граммовая пуля, выпущенная из ствола такого оружия, могла с двухсот шагов сразить лошадь наповал. От такой пули латы уже не спасали и войнам оставалось уповать на низкую точно

Пуля – ребенок, созданный и воспитанный человеком на службу цивилизации. Она может разрушить и она же может спасти. Как и всё она тоже развивается, совершенствуется и приспосабливается к жизни.

Но с чего всё началось?

С камня. Тщательно отполированный шарик камня забивался в аркебузу (арбалет-ружье для метания пуль, применяемое в средневековье). Аркебузу было тяжело использовать использовать в бою, но если пуля достигала цели, то противник был сражен. Однако если противник носил латы (металлические доспехи), то каменная пуля просто напросто раскалывалась не нанося вреда. На смену камню пришел свинец. Он имеет высокую плотность, легок в выплавке и кроме того доступен. Для такой пули в 30-х годах XVI столетия создали увеличенный вариант аркебузы – мушкет – и снабдили его фитильным замком. Дюймовая шарообразная 50-граммовая пуля, выпущенная из ствола такого оружия, могла с двухсот шагов сразить лошадь наповал. От такой пули латы уже не спасали и войнам оставалось уповать на низкую точность и скорострельность (порядка одного выстрела в полторы-две минуты) мушкетов, поэтому они выстраивались шеренгой, получившим название «караколе» («улитка») (рис. 1). Как только такое построение подвергалось атаке, первая шеренга обрушивала на врага залп свинца и под прикрытием дыма от выстрела уходила перезаряжать мушкеты в тыл «улитки», а следующая шеренга в этот момент вступала в бой. Кстати врачам того времени пришлось не сладко, ведь свинец попадая в тело жертвы расплющивался и наносил тем самым сложные рваные раны мягких тканей, которые сложно поддавались заживлению.

рис. 1
рис. 1

На новый уровень пуля вышла, когда Бенджамин Робинс, (1707-1751, англичанин) установил, что пуля быстро теряет свою скорость – половину уже через 90 м. Причин этому две: сферическая форма пули и неправильное её вращение при выстреле. Неправильное вращение вызвано тем, что диаметр ствола был всегда больше размера пули. Это связано с тем, что оружейники перестраховывались от случайных разрывов мушкетов, поэтому при выстреле пуля в стволе билась о внутреннюю поверхность и, в итоге, вылетала в цель по произвольной траектории и вращаясь в произвольном направлении. Тогда впервые заговорили о выплавке свинцовых пуль в виде конуса или овала, однако избавиться от такого случайного вращения было в те времена невозможно, поэтому пулю заставили вращаться в интересах человека.

Прощай гладкостволка, привет винтовка!

Клод-Этьен Минье (1804-1879, француз) изобрел коническую пулю с выемкой в основании. И для таких пуль придумали нарезное оружие (рис. 2). Нарезное оружие имеет винтовые нарезы в канале ствола для придания пуле вращательного движения, благодаря чему обеспечивается его устойчивость на траектории, дальность полёта и кучность стрельбы. В момент выстрела пуля врезается в винтообразные нарезы канала ствола. Диаметр пули уже соответствует диаметру канала ствола, замеренному по нарезам (т. е. большему диаметру). При этом не происходит прорыва пороховых газов между стенками ствола и пулей, благодаря чему пуля, продвигаясь в канале ствола, имеет возможность поворачиваться вокруг своей продольной оси приобретать вращательное движение. Из-за винтовых нарезов оружие получило название винтовка. А теперь вспомним Крымскую войну 1853–1856 годов, в которой Россия потерпела поражение, не выиграв ни одного сражения благодаря смертоносному комбо пули и ствола, которые изобрели французы и англичане!

рис. 2
рис. 2

Свинец подвёл! Мягкий свинец начал сдаваться – пули срывались с нарезов и загрязняли ствол, освинцовывали его. Решение: покрыть пулю более твердым материалом, такими как медь, латунь или сталь. Оболочечные пули были всем хороши, кроме одного – они слабо деформировались в теле жертвы, что резко уменьшало убойное и останавливающее действие. Помогло изобретение офицера Невилла Берти-Клея из Великобритании, который в 1890 году предложил оставлять головку пули без твердой оболочки. В историю это вошло как одно из самых антигуманных орудий убийства – экспансивная пуля или пуля «дум-дум» (по названию пригорода Калькутты, где ее создали) (рис. 3). Проникая в плоть, это дьявольское изобретение раскрывается в виде цветка, тяжело травмируя окружающие ткани. Сейчас в армиях такие боеприпасы запрещены Гаагской конвенцией, но охотники и полиция ими активно пользуются.

рис. 3
рис. 3

А что дальше?

Первыми на вооружение Российской армии оказались зажигательные пули (начинённая зажигательным составом (фосфор, термит и т. п.) конструкции Панкратова в 1854 году. Они были необходимы для уничтожения зарядных ящиков. В монолитной свинцовой пуле проделывалось углубление со стороны вершинки. В это углубление клали металлическую наковаленку и заряд дымного пороха и отверстие ямки закрывали колпачком капсюля (устройство для воспламенения порохового заряда в огнестрельном оружии, представляет собой стакан из мягкого металла (обычно латуни) с небольшим зарядом чувствительного к удару взрывчатого вещества, например гремучей ртути). После столкновения с препятствием, капсюль ударялся о наковальню и поджигал порох. Сейчас зажигательные пули не используются в чистом виде. Конструктивно подобной, но уже оболочечной являлась пуля трёхлинейного патрона - разрывная пуля, которую взяли на вооружение русская и английская армии в 1916 году. Она использовалась для борьбы с авиацией и изготавливалась из пули со сферической вершинкой образца 1890 года. Из-за крайней опасности для собственных войск, а кроме того и дороговизны производства эти боеприпасы не получили широкого распространения и изготавливались недолго. И русская и английская разрывные пули появились лишь в качестве ответной меры на использование таких пуль германской стороной.

К началу Первой Мировой войны лидерство в области проектирования разрывных пуль уверенно заняла австрийская компания Альдер, расположенная в Вене. Немцы лишь позаимствовали австрийскую разработку, придав головной части своей пули для пехоты коническую форму и заменив предохранительное разрезное колечко на пружинку. Впервые такие боеприпасы в количестве 26 штук попали к англичанам 26 апреля 1916 года со сбитого над их позициями германского самолёта Фоккер, дав толчок к английским разработкам в этом направлении.

В 20-е годы компания Альдер совершенствует свои разработки и создает настоящую машину для убийства - пристрелочно-зажигательную пулю. Малоизвестен факт того, что именно в это время советская патронная промышленность очень плотно сотрудничала с австрийской боеприпасной фирмой, в Хиртенберге. По нашим заказам австрийцы разработали и изготовили целый ряд специальных пуль для отечественного винтовочного патрона, в том числе и разрывную, но кроме Советского Союза австрийцы, предлагали свои разработки в этой области и немцам при этом у немцев вся поверхность пули была значительно химически зачернена. При этом немцы утверждали, что якобы, эти патроны предназначались исключительно для тренировочных целей в полном соответствии с Гаагской конвенцией. Вероятнее всего, именно эти пули и стали причиной расследований на Сталинградском фронте. А связано это было с тем, что после выхода Приказа № 227 от 28 июля 1942 года, известного как «Ни шагу назад», любой военнослужащий, покинувший поле боя без объективных причин, подлежал суровому наказанию вплоть до расстрела. Один из способов, которым некоторые пытались избежать передовой, состоял в «самостреле» - умышленном простреле собственной конечности. Эти Случаи легко выявлялись по признакам близкого выстрела, и «членовредители» со следами копоти и разрывов около раны -пускались в расход. Но период кровопролитных боёв с правого берега Волги стали поступать сотни таких раненных, утверждавших, что получали свои раны в бою. О столь массовом «самостреле» в то время и думать никто не мог. И только военные медики, обнаружив в сомнительных ранах фрагменты разрывных пуль, фактически, реабилитировали неповинных бойцов. Результаты этих жизненно важных исследований были сразу же доведены до всей действующей армии.

Крупнокалиберные зажигательные пули разрывного типа до сих пор имеют некоторое применение в авиации.

Дальше больше!

Пулю научили светиться! Когда появились пулеметы, которые было необходимо постоянно контролировать, появилась потребность в трассирующих пулях, траектория полета которых могла бы быть видна (рис. 4). Такая пуля оставляет за собой ясный светящийся след. Как правило, в задней части пули располагается по центру трассёр — небольшой стакан, заполненный специальным пиротехническим составом. Кроме свинца, в оболочку помещается еще и открытый сзади контейнер с определенным составом. Во время выстрела поджигаются пороховые газы и горят яркими огнями желтого, красного, синего и зеленого цвета. Горит этот газ не больше двух-трех секунд. Использование таких пуль позволяет видеть траекторию их полета и корректировать стрельбу. Трассирующая пуля обладает зажигательным действием при попадании в легковоспламеняющийся объект (стог сена, бак с пара́ми топлива). Для сохранения массы трассирующие пули обычно имеют бо́льшую длину, чем обычные. Обычно применяются в артиллерийских системах, стреляющих прямой наводки, а также в боевых припасах к стрелковому оружию.

рис. 4
рис. 4

В 1916 году на вооружение Русской армии принят 7,62 мм патрон с бронебойной пулей штабс-капитана Кутового. По своему устройству бронебойная пуля Кутового четырёхэлементная: остроконечный стальной сердечник с лёгкой обратной конусностью почти по всей длине располагается в медной рубашке, сердечник с рубашкой вставлены в мельхиоровую оболочку спереди (рис. 5). В головной части пули располагался медный (томпаковый) наконечник. Назначение наконечника — создание на поверхности головной части закалённого сердечника, при внедрении в броню, трёхосного напряжённого состояния сжатия с целью предотвращения его преждевременного разрушения.

рис. 5
рис. 5

Производство патронов с бронебойными пулями Кутового продолжалось по 1932 год, когда ему на смену пришли патроны с бронебойной пулей Б-30 и с бронебойно-зажигательной пулей Б-32. Патроны с бронебойной Б-30 и бронебойно-зажигательной Б-32 пулями одновременно отрабатывались в калибре 12,7 мм и несколько позднее в калибре 14,5 мм.

Патроны с пулями Б-30 и Б-32 широко использовались в ходе Второй Мировой войны и сопряжённых с ней конфликтах. Их основным назначением являлась борьба с легкобронированной бронетехникой и с действующими на малых высотах самолётами противника.

В середине 1950-х годов странами-участницами блока НАТО было принято решение создать унифицированный 7,62 мм патрон. По сравнению с периодом Второй мировой войны изменилось назначение патрона 7,62 мм стрелкового оружия, и бронебойной пули в этом калибре, в частности. Основное назначение стандартного патрона НАТО 7,62 мм — поражение живой силы, небронированных и легкобронированных целей.

Достижения баллистики и электроники в начале XXI века позволили сделать шаг к управляемой пуле. Агентство DARPA, которое занимается перспективными разработками для Пентагона, несколько лет назад открыло миру проект EXACTO. Его суть – пуля для снайперской винтовки, способная корректировать свой полет. Для этого стрелку нужно только подсвечивать цель лучом лазера – боеприпас сам внесет нужные поправки в траекторию. Крайне актуально при стрельбе на большие дистанции в тяжелых метеоусловиях и по движущимся целям.

Какое преобразование ждет пулю дальше?

Скоро очень скоро мы наверняка увидим появление дальнобойной самонаводящейся пули про принципу «выстрелил – забыл»: стрелку нужно будет только навести оружие и нажать спусковой крючок. Ориентируясь по тепловой сигнатуре цели, пуля сама примет необходимые меры по корректировке полета, не оставив жертве никаких шансов. Так что самое интересное в биографии пули еще впереди.