Бомбоубежища - тема таинственная, с налетом секретности, поэтому неудивительно, что она привлекает многих. В поисках информации я натыкалась на целые сайты, где диггеры делятся фоторепортажами из подземной части бомбоубежищ, которые они на своем сленге называют "бомбарями".
Автор от экстремальных прогулок по Петербургу далека, поэтому заранее прошу прощения у тех, кто ждал эффектных фотографий из подземелья и обманулся. Я сегодня о земном, точнее, о наземном.
Во время прогулок по городу я очень часто натыкаюсь на железобетонные конструкции разных размеров. Они существенно меньше вентиляционных киосков метрополитена и зачастую заброшены. Проемы в конструкциях закрыты жалюзийными решетками.
Покопавшись в книгах, нашла информацию о том, что это оголовки шахт, предназначенных для аварийного выхода из убежищ. Обычно оголовки сооружали на значительном удалении от близлежащих построек для того, чтобы в случае обрушения здания избежать завалов.
На рисунке а шахта с защищенным оголовком расположена под номером 5.
Сеть защитных сооружений гражданской обороны в Ленинграде начали строить еще в 1930-е годы. В литературе того периода регулярно упоминается "нарастание угрозы войны в связи с ходом мирового экономического кризиса, ростом империалистических противоречий и вооружением фашисткой Германии" ("Вестник противовоздушной обороны", июнь 1935 года).
Огромное значение придавалось работе с населением. Так, статья в одном из номеров "Вестника противовоздушной обороны" за 1935 год, вышедшая под заголовком "Роль домашней хозяйки в противовоздушной обороне населения", рассказывала о примерах образцовой работы по созданию санитарных постов с участием женщин и даже детей.
Советские инженеры активно использовали иностранный опыт. В сборнике "Строительство военного времени", издаваемом в годы Великой Отечественной войны Союзом архитекторов СССР, подробно с чертежами и фотографиями рассказывалось о строительстве бомбоубежищ в Англии.
Я хорошо помню, что в 90-е годы некоторые бомбоубежища стали использовать в мирных целях: в них открывались магазины, модные ночные клубы, немного позднее - клубы для проведения квестов. Часть граждан относилась к подобному переформатированию крайне негативно, связывая его исключительно с разрухой 90-х. Но, оказывается, "использование убежищ для народнохозяйственных целей" рекомендовалось уже в 1970-е.
Правда, и требования к арендаторам были высокие, и не всякое заведение можно было в подземном пространстве убежища открыть.
Если верить неофициальным данным, почерпнутым из СМИ, сейчас в Петербурге находится около 4000 действующих бомбоубежищ. Очень надеюсь, что они нам никогда не пригодятся.
О нетуристических уголках Петербурга. Дом-"колбаса" на улице Бабушкина
Серебряная береста и позолоченное лыко. Изделия в имитационной технике из Музея Фаберже