Во время посещения МАКСа моё внимание привлекла группа старых "Туполей", тоскливо ютившихся за забором авиасалона. Лучше всего было видно Ту-204, стоявший прямо у ограды. Часть обшивки на киле с последними цифрами бортового номера отсутствовала и сразу идентифицировать самолёт мне не удалось. Беглый поиск в интернете помог восстановить номер, выяснилось, что это RA-64001: первый летающий прототип Ту-204, позже переделанный в первый Ту-204-300.
Борт с номером 64001 совершил свой первый полёт 2 января 1989 года. В том же году самолёт впервые представили широкой публике на авиасалоне Ле-Бурже. Это был первое и последнее участие борта 64001 в в зарубежных авиасалонах: спустя 2 года во Францию отправился борт 64003.
В 1994 году начались работы по переделке самолёта в новую модификацию, получившую обозначение Ту-234. Фюзеляж самолёта укоротили на 6 метров, уменьшив максимальное количество пассажиров с 212 до 166. Параллельно на самолёте установили дополнительный топливный бак. Подобные изменения позволили существенно увеличить дальность полёта и теперь обновлённый Ту-204 мог преодолеть до 9250 километров. Таким образом туполевцы работали превратили средмагистральный Ту-204 в дальнемагистральный, первый за всю историю ОКБ. Кроме того, это был первый в истории России двухмоторный дальнемагистральник.
Однако ни одного полёта в новом амплуа борт 64001 так и не совершил. Переделка машины началась уже после того, как самолёт выработал свой ресурс. Так что Ту-234 выполнял роль компоновочного макета, что впрочем, не помешало демонстрировать его на МАКС-95.
Экономические последствия развала Советского Союза крайне негативно отразились на отечественном авиастроении. Ту-204 со всеми его модификациями не стал исключением. Проект Ту-234 был надолго заморожен из-за недостатка финансирования. В итоге первый полёт машина, получившая новое обозначение Ту-204-300, совершила в 2003 году. Тогда же новинку презентовали на авиасалоне МАКС-2003.
Тогда казалось, что у проекта есть будущее. Интерес к Ту-204-300 проявляла "Трансаэро" (её логотип красовался на борту самолёта RA-64026, а сама компания финансировала испытания по проекту), "КавМинВодыавиа", "КрасЭйр", "Пулково" и "Уральские авиалинии". Но реальности дела обстояли не так радужно и единственным крупным заказчиком стал дальневосточный авиаперевозчик "Владивосток-Авиа", эксплуатировавший 6 машин этой модификации. Итог закономерен: к середине 2014 года в коммерческой эксплуатации на территории России не осталось ни одного Ту-204-300.
А борт 64001 всё это время стоял в Жуковском на аэродроме "Раменское". Он находится там и сейчас: старый, облезший, со снятыми ещё в 90-х двигателями. Уникальная машина, ставшая прототипом сразу для двух модификаций Ту-204 (базовой и дальнемагистральной), попросту гниёт под открытым небом.
Материалы по теме:
Ту-204С: последний советский "грузовик"
Из России в Азию: какая судьба ждёт Ту-204 Red Wings?
Airbus A350: снаружи, внутри и в воздухе
Прилёт исполина: Boeing 747 в аэропорту Минеральных Вод
52 года на дне моря: история B-24 Hadley's Harem
Классика советской авиации: авиамузей в Минводах
Судьба самолёта: история Ан-24 с трассы М4
Что происходит в закрытом аэропорту Ататюрка?
Звезда севера: история последнего в России Boeing 737-300