Все чаще из уст работодателей сотрудники слышат о важности soft skills, о том, что наличие этих компетенций напрямую связано с продвижением, развитием и другими профессиональными перспективами.
Зачем нужны soft skills, и на что обратить внимание, если заподозрил, что у тебя их нет – расспросили Кирилла Езерского, менеджера одной из команд минского офиса компании Helmes.
С какого момента soft skills становятся важными? Или они важны всегда, но для каждого уровня (специальности) их должен быть свой «набор»?
Нельзя сказать, что soft skills (SS) важны лишь на каком-то этапе карьерного роста. Они важны всегда. Но очевидно, что более критичным отсутствие SS становится для людей с ростом их профессионального опыта, расширением зон ответственности и принятия решений, а также с появлением возможности влиять на других членов команды.
Настоящим сеньором, на мой взгляд, может считать себя тот, кто в равной степени развил в себе оба "крыла": как hard, так и soft skills.
В случае, когда есть явный перекос в сторону hard skills – специалисту сложно быть командным игроком, развивать других, проводить регулярную работу над ошибками (своими в первую очередь), и, как следствие, "расти" дальше.
Обращают ли на soft skills внимание, когда подбирают человека на позицию? И бывает ли так, что на отсутствие soft skills можно закрыть глаза?
Большое внимание обращают на SS, когда интервьюируют человека на позицию Senior/Lead уровня. Однако даже за несколько сессий, не всегда удается "прощупать" все, что хотелось бы. Конечно, крайности, перегибы и проблемы с теми или иными SS можно распознать. Предполагаю, можно закрыть глаза на явный недостаток тех или иных SS. Например, если запланировано недолгосрочное сотрудничество. Можно также закрыть глаза, если кандидат – Junior/Middle специалист с "горящими" глазами и большим потенциалом к обучению.
Что может помочь развить soft skills? Если книги/обучение – то какие? Как лучше выбрать?
У некоторых людей отдельные SS – это чуть ли не врожденные качества их личности. Большинству же приходится работать над собой и развивать SS. Источники могут быть абсолютно разные: хорошие примеры коллег в команде и компании, книги, тренинги, 1:1 митинги с менеджером, ну и все то, что заставляет рефлексировать и разбирать (критически) определенные кейсы из личного опыта. Серебряной пули или общего рецепта я не дам. Думаю, что человек должен сам прийти к тому, чтобы попытаться понять, что ему мешает или не помогает вместе с коллегами делать больше: договариваться, находить оптимальные решения, признавать свои ошибки, эффективнее управлять своим временем. Если человек не готов меняться, то книги не спасут, равно как и тренинги, и все остальное.
На моей практике был кандидат, который на этапе интервью произвел впечатление (к слову, не только на меня) абсолютно не "мягкого" человека, при этом очень сильный разработчик с абсолютно релевантными знаниями для проекта. В итоге мы были вынуждены ему отказать.
Если специалисту не хватает soft skills, но он хочет двигаться дальше – что делать? И как вообще понять, что этих навыков не хватает?
Осознание своих проблем – это первый шаг для работы над собой.
Если у сотрудника постоянные проблемы с распределением времени (вроде и делом был занят, а небольшую задачу так и не закончил к окончанию рабочего дня), конфликты с коллегами или заказчиком – это первые серьезные сигналы. Поэтому, если обнаружил такие признаки у себя, не стесняйся обратиться за помощью. Вместе проще все разрешить. Для этого нам и нужна рабочая команда.