Написание рецензий на альбомы Gloomy Friday уже давно стало традицией в Moscow Meltdown, - вместе с вами мы лицезрели все их музыкальные эксперименты, неожиданные композиционные решения и попытки создать что-то по-настоящему самобытное и оригинальное. Однако, как и всё хорошее, рано или поздно творчество Gloomy Friday должно было подойти к концу, - ключевой участник банды, Moontone, объявил о том, что прекращает работу над новой музыкой своего начинания. Удивлённые и обескураженные таким решением, мы решили связаться с музыкантом и выспросить у него, что случилось, а вместе с этим, задать несколько вопросов про историю Gloomy Friday и их недавний альбом, "Queer".
*****************************
НИКОЛАЙ: Как вообще возник Gloomy Friday? Откуда возникла идея играть именно такую экспериментальную и необычную музыку?
MOONTONE: Однажды, в мрачный пятничный вечер, мы с Vlad Suppish решили играть вместе. До этого он играл в команде Batcave 13 на клавишных, а я сочинял свой материал, в надежде когда-нибудь его пристойно записать. У Владлена на тот момент была своя мини-студия с необходимым аппаратом. Начали джемовать.
Я давно увлекался The Beatles, Pink Floyd, Led Zeppelin, Black Sabbath, David Bowie, Hawkwind, Voivod, в частности, их экспериментами с звучанием, звукоизвлечением. Владлен подсадил меня на Tangerine Dream, Kraftwerk, Bauhaus, The Sisters of Mercy, Fields of the Nephilum, Joy Division, Christian Death. Мы оба любили The Cure. Из наших музыкальных вкусов проистекает первичное звучание Gloomy Friday, это заметно на первых трёх альбомах. Копировать любимые команды мы не собирались, но избежать навеянного ими вдохновения было невозможно. Часть вещей были спланированными, c чётко разработанными партиями, часть были импровизационными. Я понял, что играть "квадраты" скучно, поэтому мы стали отходить от общепринятых форм, искать своё звучание.
В 2014 году мы были вовлечены в создание аудиоспектакля "Машина Желаний" по первому варианту сценария Аркадия и Бориса Стругацких для фильма "Сталкер". Ядро "театра" составляли мы с Владом и Чак - гитарист и перкуссионист, игравший в то время в GF. Параллельно с озвучиванием ролей мы писали музыкальное сопровождение. Вот тогда мы и нащупали стиль, ставший ключевым - звуки и странная, неземная музыка, которая могла бы звучать в Зоне Посещения Земли инопланетными гостями. Оглядываясь назад, осознаю, что рад тому, что Чак дал только 1 трек и больше в записи музыки к спектаклю не участвовал. Дело в том, что его подход в крайней степени структурный, строгий и излишне техничный. Мы же тогда беззаботно дали волю фантазии. То были лучшие сессии коллективного творчества, чистая фантастика. В конце записи спектакля случились конфликты, Чак ушёл и более не возвращался, мы с Владом надолго поссорились, и, в результате, мне пришлось сводить альбом-саундтрек и спектакль самостоятельно. Отличная получилась наука! С тех пор всё, что записываю, свожу сам и полностью контролирую процесс.
НИКОЛАЙ: Но в итоге первые альбомы Gloomy Friday были записаны в паре. Каково было работать вдвоём?
MOONTONE: Вдвоём было легко, ибо были разделение труда и взаимное обучение, один играл, другой подыгрывал, использовали те инструменты, которыми умели пользоваться. Таким образом, один чаще делал основу, другой - аранжировку. Но со временем стало труднее в силу возрастающей разности подходов и взглядов на то, что должно получиться в итоге.
НИКОЛАЙ: Как ты видишь, что собой представляет проект Gloomy Friday?
MOONTONE: Сразу поправлю: не проект, а банда. Проект - спланированный продукт, результат использования выделенных ресурсов для достижения поставленной цели. У нас же никакой цели не было вообще, были желание самовыражения и вечный спор о том, стоит ли работать в стол или публиковать. Банда Gloomy Friday возникла как сублимация накопившейся экзистенциальной дисгармонии в звуковое полотно. Сперва композиции задумывались структурными, "квадратными", но вскоре подход изменился на интуитивный, композиции стали спонтанными. По прошествии лет пришло понимание того, что звуковое полотно Gloomy Friday вымышлено, а Gloomy Friday представляет собой не более чем выдумку участников, отсутствующую в объективной действительности.
НИКОЛАЙ: Интересно, любишь ли ты свою раннюю музыку?
MOONTONE: Меньше, чем позднюю. Я ревнив и люблю больше то, что делал полностью самостоятельно, без соавторов.
НИКОЛАЙ: То есть, может быть, с этим и связано то, что ты перешёл на соло?
MOONTONE: Отчасти, да.
НИКОЛАЙ: Считаешь ли ты, что добился чего-то нового или большего с момента соло?
MOONTONE: Да, конечно добился. Во-первых, появилась возможность целостного выражения идеи, когда другие участники не вносят своих понятий. Во-вторых, теперь могу экспериментировать как угодно и никто из участников не сможет сказать, что это, к примеру, звучит слишком мажорно, рокенрольно, джазово, неготично, несовременно, неэлектронно. В-третьих, каждый альбом - это уникальный опыт, который можно развивать в дальнейшем или искать иные решения. Например, блуждающие в стерео-каналах партии, более отъехавшие аранжировки вместо стройных и очевидных. В целом, это идеальная возможность сделать только так, как хочется, включая сведение, где можно самостоятельно решать, на каком уровне громкости какой инструмент.
According to Murphy's law: "doesn't matter how bad your last album was, you will always be able to record something worse".
НИКОЛАЙ: Насчёт уникального опыта: а когда ты пишешь альбом, то музыка рождается из какой-то предварительной идеи (концепции, к примеру, или эмоции, которую ты хочешь выразить), или ты импровизируешь и находишь идеи во время этого процесса?
MOONTONE: Нельзя ответить однозначно. Чаще всего, бывает сырая идея, которая обретает форму в процессе её озвучивания на инструментах. Проявляются вариации, рождающие новые идеи. Так начинается альбом и заканчивается тогда, когда в данный промежуток времени добавить к сделанному больше нечего. Более эмбиентные треки все, по сути, импровизационные, но звучание может быть отражением эмоции. Или ритм может выразить эмоцию, движение, стремление.
НИКОЛАЙ: А если говорить про последний альбом "Queer", то как к нему идея пришла? Во время прочтения Берроуза или, может быть, во время изучения его биографии? Или ты просто его прочитал, а потом излил впечатления? Альбом является посвящением "Пидору" Берроуза?
MOONTONE: О Берроузе знал давно, смотрел фильм Кроненберга "Naked Lunch" с удовольствием. Читая Керуака понял, что Берроуз интереснее, переключился на него. Читая "Junky" и "Queer", вполне автобиографические книги Берроуза, осознал, что вполне ему сопереживаю. В его книгах находил интересовавшие в тот период ответы. Так появилась идея альбома. Читал эти книги ещё во время записи прошлого альбома, но он уже был занят концептуально. Трек Lousiana Night с него был негласно посвящён Берроузу. Пришлось писать ещё один альбом, чисто ради Вилли.
Дело было так:
Согласился отправиться в дорогу с Джеком Керуаком в основном потому, что он намеревался быть проездом в Новом Орлеане. Давно хотел прочувствовать болотистую атмосферу этого странного города с волосатыми деревьями и домами в южном колониальном стиле. Как бичевали в пути, встречая всё новых и новых придурковатых личностей, как нас возил по штатам на своём тарантасе лучший парковщик на обоих побережьях, по совместительству двоеженец и шофёр автобуса упоротых Весёлых Проказников, рассказывать смысла нет, это к делу не относится.
Луизиана манила ещё и тем, что в ней Джек собирался навестить своего старого буйвола Берроуза. Берроуз оказался крайне харизматичным раздолбаем, кололся 2 раза в день, а его семья голодала от того, что его фиктивная жена спускала все деньги на беспонтовую наркоту. Старый буйвол уговаривал Джека остаться, но тот ни в какую не соглашался. В результате, зануда Керуак поехал бомжевать и цеплять баб с прицепами дальше, а я остался.
С Берроузом скорешевались довольно быстро и легко, а его истории о том, как он докатился до этого, как в первый раз попробовал, был барыгой, пытался соскочить, сидел в обезьяннике, снова кололся и торговал были крайне увлекательны. В очередной раз он решил завязывать с дерьмом и стал пить. Пить с наркоманом - тот ещё неадекват. Но зато приключений масса. И да, он был пидором, чего нисколько не стеснялся.
Истории старого Буйвола Ли были настолько убедительны, что я будто проживал их в его шкуре, испытывая его кайф, мучительное ожидание очередной дозы, отчаяние и паранойю, проблески трезвости, влечения и пороки, спокойное осознание всего этого безумия, и снова пьянство как спасение от системы.
Такой декаданс вдохновлял меня как лошадь дохлая Бодлера. Естественно, я не мог не посвятить этому обаятельнейшему гению экспериментальной литературы свои шумовые эксперименты, которые вовсе не являются звуковой дорожкой к его похождениям, но вполне передают те чувства, которые испытал от тих трэша, угара и содомии.
НИКОЛАЙ: Ага. Hо, если слова вызывают такую бурю эмоций и впечатлений, то почему это последний альбом? Ведь определённо есть, что ещё сказать.
MOONTONE: Есть что сказать словами, тут ты прав. Возможно, это снова будет проза. Но во время работы над Queer было очень тяжело, в частности, было чувство, будто уже израсходован запас музыкальных наработок и идей, а новых нет и не будет.
Технически этот альбом близок к первому, Automatic Sublimation - тот же набор инструментов: бас, клавиши, гитара, незамысловатая драм-машина. Да, я использовал собственные наработки за период существования Gloomy Friday, продолжил эксперимент по отказу от ударных, некоторые выработанные приёмы звукоизвлечения, звукозаписи и сведения. Но больше ничего не осталось, я иссяк и стал самоповторяться. Внимательные слушатели обратили внимание на то, что некоторые треки с Queer звучат уже неоригинально в рамках Gloomy Friday. Так что было принято решение не пытаться штамповать уже известное, когда неизведанное стало недоступно в силу нервного истощения.
НИКОЛАЙ: А последний трек - Gong задействован как-то?
MOONTONE: Ну Gong я очень люблю, и их Чайник пролетал неспроста.
НИКОЛАЙ: Мне показалось, что работа более концептуальная, чем все предыдущие. Джазово-блюзовые интонации появились намеренно, или просто так вышло?
MOONTONE: В определённой мере да, такой она задумывалась. Но вот удалось ли воплощение - лично мне трудно судить. Если рассматривать 4 альбома периода 2018-2019 годов, первые 2 - весьма абстрактны. Второй соприкасается с темой восприятия космоса, в частности Венеры через призму классической научной фантастики, которая создавалась в те времена, когда ещё мало что было известно и был простор для фантазии. Джазово-блюзовые интонации вышли намеренно, ибо именно такой стиль мне стал ближе, вероятнее всего, под влиянием Grateful Dead.
НИКОЛАЙ: Ты говоришь о том, что последний альбом близок к первому. Можно ли сказать, что он как бы замкнул твоё творчество, завершил круг? Или его лучше считать продуктом эволюции?
MOONTONE: Одно другого не исключает, ибо после кругосветного путешествия возвращаешься в отправную точку иным. Опыта и понимания гораздо больше сейчас, чем во времена первого альбома. Да, ты прав, круг замкнулся и нарезать новый круг уже неинтересно.
НИКОЛАЙ: А есть ли планы на будущее? Другой проект, другая музыка?
MOONTONE: Планов нет, ибо трудно даже загадывать, какие идеи захватят, чем буду гореть. В конце 2017 года была дилемма, под каким названием продолжать после распада Gloomy Friday. Были взвешены все факторы и принято решение продолжать GF сольно. Если вдруг что-то музыкальное будет, скорее всего, это будет Gloomy Friday в том или ином виде, поскольку это уже неотъемлемый кусок жизни. Но будет ли музыка - неведомо. Сейчас ответ отрицательный.
НИКОЛАЙ: А не возникало ли желания поработать с другими музыкантами? Может быть, они смогли бы стать своеобразным катализатором твоих идей?
MOONTONE: Подобные идеи возникали ещё в те времена, когда были творческие разногласия с музыкантами GF. Но и тогда, и впоследствии, когда стал заниматься всем самостоятельно, пришло понимание того, что пришлось бы мириться с чужими амбициями, идеями, подходами.
НИКОЛАЙ: То есть, если бы собрал полноценную группу, то было бы примерно так: ты - лидер и идейный вдохновитель, а остальные - исполнители?
MOONTONE: И никак иначе. Мои идеи в достаточной мере целостны, и если на первых 4-х альбомах авторство композиций было, в основном, коллективным, то теперь такой вариант меня, скорее всего, уже не устроит.
Если начнёшь полностью самостоятельно создавать музыку, уже мыслить будешь не партиями инструментов, а цельными образами.
НИКОЛАЙ: Как ты относишься к критике? Просто, сколько я ни читал интервью с известными сильными или индивидуальными творцами, они, в большинстве своём, очень плохо переваривают эту самую критику.
MOONTONE: К критике отношусь вполне адекватно, если она конструктивна. Если же начинаются разносы по причине "не нравится, так нельзя, так быть не может, я себе это иначе представляю" - это уже не критика, а капризная вкусовщина, на которую не обращаю внимания.
НИКОЛАЙ: Объективно - какую из работ Gloomy Friday ты мог бы назвать своей любимой? Какую мог бы порекомендовать начинающему?
MOONTONE: Наверное, буду предсказуем: каждая новая запись - любимая. В данном случае, это альбом Queer. Начинать можно с него, ибо он звучит проще и доступнее, чем предыдущие, при этом, ему присущи черты прежних работ. Также, можно начинать с самого начала, с альбома "Automatic Sublimation" 2013 года, а можно начать с первого альбома в цикле современных концептуальных работ - "Singularity" 2018 года.
Предвосхищая вопрос, скажу, что есть пара нелюбимых альбомов.
НИКОЛАЙ: И какой же нелюбимый? И почему?
MOONTONE: Однозначно нелюбимый - "Dead, Rotten, Forgotten". Он монструозен, длится 3 часа, продолжительные монотонные композиции, в которые мой вклад был небольшим. Это последний альбом, записанный классическим составом. Влад к тому времени увлёкся модульными синтезаторами и мы решили поэкспериментировать: он управлял синтезаторами, а я играл на басу, пропущенном через цепи его синтезаторов. Эту программу мы потом отыграли вживую, после чего распались.
Второй, менее нелюбимый - альбом 2015 года, "Retrospective Future". Фактически, он является сборником довольно сырых записей с 2012 по 2015 годы. В целом неплох, но с позиции нынешнего опыта явно слабоват. Там мы явно были под влиянием ранних Kraftwerk.
**********************************************************
А для более удобной навигации по творчеству Gloomy Friday мы предлагаем вам к прослушиванию своеобразный Best-Of, который даст представление об их необычной и внеземной музыке.
Музыку группы можно найти здесь: https://gloomyfriday.bandcamp.com/