Найти тему

13 фактов о KFC

Во всем мире хорошо знают корзину (или ведро) полную курицы от KFC (Kentucky Fried Chicken).

Популярная сеть кафе по своим масштабам уступает только McDonald’s, а в некоторых странах и превосходит своего конкурента. Все самое интересное о KFC можно узнать из нашей подборки интересных фактов.

1. Основатель компании KFC не полковник

Харланд Дэвид Сандерс родился 9 сентября 1890 года городе Генривилл, штат Индиана. Отец мальчика умер, когда Харланду было всего 5 лет, мать много работала, поэтому с детства он готовил себе сам.

Сандерс служил в армии, но звание полковника Кентукки он получил от губернатора Руби Лаффуна в 1936 году за успешное предпринимательство.

2. Основание бизнеса

Полковник Харланд Сандерс начал свой бизнес в далеком 1930 году. В свое распоряжении он получил автозаправочную станцию фирмы «Shell» на 25-м шоссе США, но бизнесмена интересовал не только топливный бизнес, но и ресторанный. Сразу после приобретения заправочной станции, в подсобном помещении он организовал небольшую столовую с единственным столом. Именно там Харланд начал продавать стейки и деревенскую ветчину автомобилистам.

В 1934 году Сандерс приобрел еще одну заправку. Она была больше, поэтому предпринимателю удалось организовать столовую на 6 столов. Именно тогда в качестве одного из блюд в заведении Сандерса стали подавать блюда из жаренной курицы. В 1937 году был открыт ресторан на 142 места и куплен придорожный мотель, который был переименован в «Двор и кафе Сандерса».

3. Секретный рецепт

Изначально блюда из курицы подавались обжаренные на обычной железной сковороде, но сам процесс приготовления занимал 35 минут, что очень долго. С другой стороны, готовить курицу заранее Сандерс также не желал, так как не все удавалось продавать до конца рабочего дня и блюда шли в отходы. Выходом мог стать фритюр, однако по мнению основателя компании, такой способ приготовления делал курицу слишком сухой, жесткой, а равномерность прожаренности оставляла желать лучшего.

Настоящим спасением стали скороварки, который начали продавать в 1939 году. Они предназначались для приготовления овощей, но Харланд смог приспособить их для жарки курицы под давлением. Метод сохранял все кулинарные преимущества жарки на сковороде, но при этом продолжительность была как у фритюра.

Осталось только создать идеальный рецепт приправы. Знаменитый рецепт из 11 трав и специй окончательно был разработан и записан в 1940 году, с тех пор он держится в строжайшем секрете, хотя однажды Сандерс рассказал, что основные элементы — соль и перец, а все остальные ингредиенты также «стоят на полках каждого повара».

Примечательно, что свой секретный рецепт полковник не стал патентовать. Дело в том, что патент имеет свой срок действия, после которого каждый желающий получит доступ к рецепту и сможет использовать его в любых целях. А так он хранится в сейфе компании KFC и лишь ограниченный круг людей имеет к нему доступ.

Как тогда производят смесь в промышленных масштабах?

Дело в том, что смесь делают на двух разных предприятиях, которые не знают технологии производства друг друга.

Впрочем, сохранить рецепт в полной тайне достаточно сложно, просто потому, что каждый желающий может купить готовую курицу от KFC и сделать анализ. Точные пропорции неизвестны, но примерно смесь трав и специй такая:

  • соль (две трети столовой ложки);
  • сухие листья чабреца (пол-ложки);
  • сухие листья базилика (пол-ложки);
  • сухие листья орегано (душица обыкновенная, треть ложки);
  • сельдерейная соль (одна ложка);
  • молотый черный перец (одна ложка);
  • сухая горчица (одна ложка);
  • паприка (четыре ложки);
  • соль с чесноком (две ложки);
  • молотый имбирь (одна ложка);
  • молотый белый перец (три ложки).

Повторить оригинальный рецепт достаточно просто, но даже в самой компании признают, что вкус готовой курицы может отличаться в зависимости от многих факторов: возраста курицы, ее рациона, выбора масла . Кстати, если раньше использовалось исключительно гидрированное растительное масло, то сейчас все рестораны используют более дешевый аналог — соевое масло не содержащее трансжиров.

Что касается самой курицы, то одну тушку разделывают на девять частей: 2 ножки, 2 бедра, 2 крыла, 1 киль и 2 части грудки на позвоночнике.

Процесс приготовления сейчас занимает около 15 минут. Курицу обваливают в пшеничной муке и секретной смеси, затем она обжаривается под давлением при температуре 185°C семь минут, а затем готовый продукт остывает 5 минут и помещается в печь на режим подогрева. В таком виде она может храниться не более 1,5 часа, после чего продукт, по стандартам KFC, считается испортившимся и выбрасывается.

4. Название KFC

Оригинальное название «Kentucky Fried Chicken» (Жареный цыплёнок из Кентукки) было придумано не самим Сандерсом. Во время запуска ресторанов, было популярно блюдо «Южный цыпленок», которое готовилось во фритюре. Чтобы хоть как-то выделить свою продукцию, основатель компании нанял художника-оформителя Дона Андерсона, который и создал бренд «Kentucky Fried Chicken».

В 1990-х мир был захвачен идей здорового образа жизни, поэтому слово «Fried» (русс. жаренный) в названии было явно лишним. Уже в то время сокращенное название KFC активно использовалось 80-ю процентами клиентов сети питания, поэтому в 1991 году они без особых проблем официально взяли на вооружение укороченную аббревиатуру и больше не использовали длинное название.

-2

5. Как Сандерс потерял свою компанию?

Харланд Сандерс владел своей компанией до 1964 года. К тому времени полковник уже потерял интерес к своему бизнесу, более того, компания сильно выросла благодаря франшизам, и 74-летнему бизнесмену было сложно держать все под контролем.

Родственники бизнесмена были против продажи сети ресторанов, да и сам Сандерс в определенный момент сомневался, но тогда один из покупателей пошел на хитрость. Все знали, что Сандерс очень доверял астрологическим прогнозам, поэтому Джек К. Мэсси дождался благоприятного для Харланда прогноза и отправил ему свое предложение, тот сразу согласился. Мэсси был не единственным инвестором, но внес большую часть денег.

В итоге, в 1964 году группа инвесторов приобрела компанию за 2 миллиона долларов. При этом Сандерс получил пожизненную пенсию, функции контроля качества и роль «живого товарного знака».

6. Масштабные проблемы и критика Сандерса

В начале 70-х годов компания едва не закрылась. Быстрорастущая сеть ресторанов могла полностью загубить бизнес, так как инвесторы просто не справлялись с управлением. Рестораны открывались не только в США, но и в других странах, но качество блюд было очень низким, поэтому многие работали в убыток.

Проблемы с управлением вынудили инвесторов продать свои доли компании Heublein за 285 миллионов долларов в 1971 году. Новые владельцы продолжали расширять сеть ресторанов, вводили новые блюда, но все они были совсем не того качества, которое хотели посетители. Кроме того, сеть ресторанов продолжали преследовать организаторские проблемы. К примеру, новые ребрышки барбекю понравились посетителям ресторанов, но компания просто не смогла обеспечить доставку свинины, в результате чего многие владельцы франшизы поднимали цены на конкретное блюдо. В итоге в сети падали продажи и ребрышек и курицы.

А тут еще и Сандерс начал публично критиковать новых владельцев за то, что они сильно снизили качество блюд:

Господи, этот соус ужасен. Они покупают тысячу галлонов воды из-под крана за 15 или 20 центов и смешивают её с мукой и крахмалом, получая в итоге чистый обойный клей… И ещё кое-что. Этот новый хрустящий рецепт есть не что иное, как чёртов жареный шарик из теста, прилипший к цыплёнку.

Также Сандерс открыл кафе под названием «Ресторанный дом Клаудии Сандерс, Дамы Полковника», за что получил судебный иск от Heublein, а сам полковник подал в суд на Heublein за использование его образа в продвижении продуктов, которые он не создавал. В итоге сторонам удалось договориться, Сандерсу разрешили оставить его новое кафе и выплатили компенсацию в 1 миллионов долларов.

7. Возвращение Сандерса

В конце 70-х годов талантливый управленец Майкл Майлз из Heublein спас сеть ресторанов. Именно он решил вернуться к истокам компании, провел масштабную ремонтную программу ресторанов и вновь привлек Сандерса к деятельности сети.

Полковник теперь имел роль советника в руководстве сети ресторанов и вел активную рекламную кампанию. Эту роль он выполнял до 1980 года, до самой своей смерти от пневмонии.

8. Связь KFC и Pepsi

В 1983 году табачная компания R. J. Reynolds приобрела сеть KFC за $1,3 млрд. Это было вынужденной мерой, так как в Heublein опасались агрессивного поглощения ресторанного бизнеса со стороны конкурентов.

Несмотря на вложения и новые продукты, сеть ресторанов KFC в 1986 году была продана PepsiCo за балансовую стоимость в 850 миллионов долларов. Руководство PepsiCo отрицало, что совершило покупку ради захвата большого куска рынка прохладительных напитков, но вот немного статистики: до покупки сети, Пепси продавалось только в 1000 из 6500 ресторанов сети KFC, а сразу после сделки, число ресторанов с этим напитком выросло до 1650.

Примечательно, что другие сети быстрого питания напротив, начали отказываться от Пепси в пользу Кока-Колы.

9. Объединение с Pizza Hut и Taco Bell

Компании PepsiCo принадлежит не только KFC, но и две другие сети быстрого питания Pizza Hut и Taco Bell. Все эти три сети выделены в отдельную компанию Tricon (позже — Yum!), которая в свою очередь принадлежит PepsiCo. Именно поэтому есть общие рестораны KFC и Taco Bell, когда они занимают одно помещение.

В самой компании PepsiCo подтверждают, что KFC намного прибыльнее и популярнее остальных сетей быстрого питания, принадлежащих им.

-3

10. Самая большая сеть KFC в Китае

Это удивительно, но больше всего ресторанов KFC не в США, а в Китае — более 5 000 точек. Более того, в самом Китае нет более масштабных сетей быстрого питания, даже «Макдоналдс» имеет всего примерно 2500 ресторанов в этой стране.

Такая высокая популярность в Поднебесной обуславливается тем, что именно KFC стало первой западной компанией быстрого питания, которая открыла свой бизнес в Китае в далеком 1987 году.

-4

Во время запуска сети ресторанов в Китае, KFC использовала свой слоган «Finger Lickin’ Good» (пальчики оближешь) но на китайский оно переводилось, как «Скушайте пальцы». Вскоре слоган был изменен для китайского рынка.

Из особенностей китайского меню можно отметить грибной салат и рисовую кашу. Всего в китайских ресторанах меню насчитывает 50 блюд.

В 2012 году разразился скандал, компанию KFС обвинили в сотрудничестве с поставщиками, которые вкалывали птицам противовирусные препараты и гормон роста. В руководстве сразу стали сотрудничать со следствием и разорвали договора с сотнями поставщиков, но продажи сети рухнули на 41 процент, дав конкурентам возможность занять часть рынка. Постепенно продажи восстанавливаются.

11. Почему в России Ростикс?

Первый ресторан KFC в России открылся в 1993 году в московском ГУМе, основным партнером была компания «Росинтер», поэтому в нашей стране кафе получили название Ростик’с». В 1998 году из-за финансовых проблем, компания покинула Россию, но вернулась на наш рынок в 2000 году, когда был открыт ресторан на Арбате.

Примечательно, что в период с 1998 по 2000 год рестораны «Ростик’с» продолжали работать без участия KFC, так как они работали под управлением «Ростик Групп» или в качестве концессионеров.

В 2005 году сотрудничество «Ростик Групп» и Yum! Brands привело к появлению нового объединенного бренда «Ростик’с—KFC». А в 2011 году сеть ресторанов полностью была выкуплена KFC.

12. Знаменитое ведерко

Впервые ведерко с едой было подано в 1957 году в ресторане Kentucky Fried Chicken принадлежащее франчайзи Питу Харману в Солт-Лейк-Сити. Ведерко содержало 14 кусков курицы, пять булочек и соус.

Все знают, что есть музыкант с ведром на голове — Бакетхэд (с англ. «Ведроголовый»). Он прославился не только высокой продуктивностью в музыке — выпустил уже более 40 альбомов, более 40 релизов и записывал музыку с многими известными музыкантами, но также он запоминается тем, что выступает с ведром KFC на голове с надписью «FUNERAL» (с англ. — «похороны»). Последнее время он чаще всего выступает в белом ведре, но начинал именно со знаменитого ведра KFС.

13. Традиционное японское рождество в KFC

В Японии уже давно сложилась традиция, что на Рождество многие семьи идут в KFС или заказывают курицу на дом. В этой стране рестораны работают с 1970 года, а трижды Сандерс сам приезжал в офисы KFC в Японии.