Найти тему

Специфика подготовки к олимпиаде по биологии и варианты ее оптимизации

В заключительной части цикла статей о подготовке участников олимпиады по биологии мы расскажем, какие существуют особенности организации этой подготовки и варианты оптимизации. Мы узнаем, как может быть организована подготовка с точки зрения учебно-методической литературы, которая каждый год обновляется и активно используется.

Дело в том, что олимпиада не является каким-то обязательным школьным мероприятием, в котором должен принять участие любой учащийся. Понятно, что в олимпиаде по биологии принимают участие те школьники, которые только заинтересованы этим учебным предметом. Но их бывает достаточно много. И мы должны дать возможность каждому из этих конкурсантов себя проявить и показать. Для этого и существуют школьные этапы олимпиады. Как только будет понятно, что у вас «зажглась звёздочка», с ней надо начинать системно работать.

Подготовка к олимпиаде по биологии

Возникает вопрос, как же реализовать эту систему подготовки будущего победителя всероссийской или международной олимпиады по биологии. Некоторые учителя думают о том, чтобы сразу передать школьника преподавателям какого-нибудь ВУЗа, который занимается проведением регионального этапа, чтобы с ним проводили подготовку профессионалы.

Это не совсем правильно. Надо начать с малого. Нужно организовать прежде всего самоподготовку школьника. В основе самоподготовки является провешивание олимпиадных заданий прошлых лет - это действительно так. Но умение решать задания прошлых лет - это тоже полдела. Обязательно надо проводить системную работу. Школьники не только должны уметь эти задания решать, они должны понимать сущность процессов и биологических явлений объектов, которые составляют основу содержания школьного курса биологии.

Вот для этого естественно нужно подписывать у школьников тягу к чтению литературы и, в ряде случаев, не только литературы школьной. Для муниципального этапа, может быть, школьных учебников будет достаточно, но если мы выходим уже на региональный или заключительный этап. Весь перечень рекомендованной литературы огромен, он опубликован на тематических сайтах в интернете, на сайте академии повышения квалификации и других сайтах поддержки олимпиадного движения, которые существовали и существуют сейчас.

Самый главный вопрос, как заинтересовать школьников предметом и является тем камнем преткновения. Учителя задаются вопросом, как вовлечь подопечных в эту самую активную познавательную деятельность, чтобы они могли с удовольствием изучать предмет. Ведь заниматься подготовкой на уроках не всегда представляется возможным, не всем это надо, да и на уроках мы должны решать совершенно другие задачи. Поэтому основные поиски истины в построении процесса подготовки происходят вокруг вопроса, совместить общую идейную направленность решения задач по биологии с тем, как могут в жизни учащимся пригодиться всероссийские этапы олимпиады по биологии.

Систематические методы организации подготовки

Если же всё-таки вы вышли на тот уровень, когда у вас в классе есть не просто одна «звездочка», а есть своя группа школьников, которая интересуется олимпиадным движением и хочет заниматься системно этой подготовкой, то обязательно постарается воспользоваться существующими моментами, заложенными в самом законе об образовании. На сегодняшний день любая образовательная организация, на базе которой вы работаете, вполне в состоянии предложить и самим школьников, и их родителям какие-то дополнительные образовательные программы, которые могли бы, в том числе, быть направлены на подготовку школьников к участию в олимпиадах. Разработайте свою рабочую программу по курсу подготовки к олимпиадам и у вашего педагогического коллектива будет вполне реальная возможность предложить и утвердить ее в качестве элемента основной программы, если речь идет о старших класса профильной школы (10-11 классы), а, может быть, и в качестве предпрофильной подготовки, если речь идёт о девятиклассниках. Вы можете двинуться дальше в пределах действующего закона об образовании и задуматься о сетевых форм реализации образовательных программ, когда, допустим, на базе вашей школы отсутствует необходимый ресурс, но он есть в ближайшем региональном ВУЗе, на базе которого проводится подготовка и проводится региональный этап олимпиады по биологии. Можно заключить договор о сотрудничестве, о сетевой форме реализации программ, и уже в условиях этого сотрудничества заниматься системной подготовкой.

Самое перспективное направление, которое может быть востребовано в наше время - это новая региональная система поддержки олимпиадного движения, существующая на данный момент только в продвинутых регионах.  Юные биологи, прошедшие подготовку в таких центрах,  достаточно в большом количестве всегда заявляются на заключительные этапы всероссийской олимпиады по биологии. Среди них Кемеровская школа, центр олимпиад в Татарстане и Мордовии. Хорошо готовит участников олимпиады Московская область. Самый прорывный регион на сегодняшний день в плане обеспечения региональной системы поддержки олимпиадников складывается в Москве. Там система подготовки сейчас функционирует на очень серьезном уровне и в каждом регионе мы должны стремиться именно к этому. Региональные системы - это уже дело региональных учредителей и соответствующих министерств и органов управления образованием.

Литература и современные УМК по биологии

Помимо всего перечисленного в основу подготовки школьников мы бы рекомендовали также определить современные УМК. Они создаются в чистом виде для подготовки олимпиадников с момента введения в действие первых наших государственных образовательных стандартов и, соответственно, для реализации этих самых стандартов. Эти издания могут быть использованы не только для реализации основных образовательных программ основного общего и среднего полного образования, но и разносторонней подготовки к международным конкурсам и олимпиадам.

Системообразующим элементом является также примерная программа, рабочая программа дисциплины, под которую эти учебники и написаны. Есть также целый комплекс учебно-методического обеспечения как для учителя, так или учащихся. Если мы говорим об учащихся, то под каждый учебник, созданы рабочие тетради на печатной основе, которые позволяют достаточно успешно организовать познавательную деятельность на уроках, в домашних условиях, внеклассную деятельность и внеурочную деятельность.

Что касается методических материалов для учителей, то изданы уже давно целые комплексы пособий под каждый учебник, в которых приводится как тематическое планирование, так и практически полностью поурочные разработки, которые могут быть востребованы учителями для написания соответствующих планов методического обеспечения и своей методической работы. Они позволяют с успехом писать любую форму поурочного планирования: от банальных планов урока и полноценных конспектов, заканчивая технологическими планами.