Расскажем, как происходит компенсация ущерба в подобных ситуациях.
Не всегда ДТП происходит при столкновении только двух транспортных средств. Не для кого не секрет, что зачастую автомобили сталкиваются по цепочке друг за другом. В период гололедицы могут происходить столкновения в кучу. Если при аварии с участием двух машин дальнейшие действия водителей по обращению в страховую компанию известны, то при ДТП, в котором участвовало более двух машин, могут возникать вопросы.
Законодательство в области обязательного автострахования также допускает возмещение для участников ДТП в подобной ситуации. За последние годы и в этом направлении положения законов были изменены в пользу водителей. Обращение в страховую поможет не только получить компенсацию, но и разобраться в том, кто был виновен в аварии. Причинитель вреда экономит колоссальные деньги на возмещение вреда потерпевшим благодаря наличию полиса ОСАГО.
Лимит страхового возмещения.
У многих потерпевших есть опасения, что лимит страхового возмещения распределяется между всеми участниками.
Действительно, в 2013 году редакция закона об ОСАГО содержала четкую регламентацию о том, что лимит страхового возмещения в части компенсации вреда имуществу нескольким потерпевшим, составлял 160 тыс. рублей. То есть эта сумма распределялась между всеми участниками ДТП и рассчитывать на высокий размер выплаты не приходилось.
Сейчас ст. 7 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" содержит разъяснение, что лимит страхового возмещения в части компенсации вреда имуществу составляет 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего.
То есть каждый из потерпевших независимо от количества участников ДТП может претендовать на страховое возмещение в полном объеме, в соответствии с прописанными в ст. 7 указанного закона лимитами.
Куда обращаться при групповой аварии.
В редакции закона об ОСАГО, действовавшей до 2017 года, было установлено правило, что в случае, если в аварии было больше двух транспортных средств потерпевшие обращались только в страховую компанию виновника ДТП.
Осенью 2017 года начали действовать поправки, которые разрешили при возникновении группового ДТП обращение потерпевших в порядке прямого возмещения убытков, то есть в страховые компании, полиса которых был приобрели водители.
Обоюдная вина.
Зачастую при столкновении более двух автомобилей, вина лежит на нескольких водителях.
В этом случае устанавливается степень вины участников ДТП. Проще говоря, в таких ситуациях нельзя делать однозначный вывод о том, что действия только одного из нескольких водителей послужили причиной аварии. Эксперт определяет процентное соотношение неправомерных действий всех участников ДТП и определяет насколько каждый из них нарушил ПДД и виновен в произошедшем событии. С учетом этих данных производится выплата. То есть, например, один водитель получит 70% от страхового возмещения, а другой участник 30%.
Обратите внимание, что положение п. 22 ст. 12 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" прямо говорит о том, что установление степени вины осуществляется судом.
Если степень вины не установлена, страховые компании производят выплату в равных долях.
На практике могут возникать случаи, когда страховщики самостоятельно устанавливают степень вины участников, что позволяет уменьшить размер страховой выплаты.
Важным по этому вопросу является Определение Верховного суда РФ № 24-ГК18-17 от 26.05.2019 г. Данный документ четко возлагает полномочия по установление степени вины на суд, а не на страховщиков.
Однако во избежание затягивания процесса получения страховой выплаты, советуем приложить максимальные усилия для указания в документах о ДТП конкретно виновных в аварии лиц.
Не забывайте о том, что в случае, когда ДТП произошло при участии большого количества автомобилей, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД. Оформлять Европротокол можно только при столкновении двух автомобилей.
Помните, что извещение о ДТП составлять необходимо всегда.
Более того, подобные аварии иногда вызывают много вопросов со стороны представителей страховых компаний и органов, осуществляющих разбирательство произошедшего события, например, при разбирательстве в суде. Рекомендуем тщательно составлять схему ДТП, указывая все элементы места происшествия и точное расположение автомобилей. Это нужно для полного понимания истории страхового события.
Доводилось ли Вам быть участником аварии, произошедшей при столкновении нескольких автомобилей?