Творческое наследие выдающегося пастыря Русской Православной Церкви священномученика Иоанна Восторгова (1864 – 5 сентября 1918) содержит цикл бесед, произнесённых им в переломный период истории России. Их общей темой стало православное учение о совести в человеке. Первая беседа была произнесена протоиереем Иоанном в июне 1917 г., последняя, 26-я, в феврале 1918 г. Рукопись с этими беседами была отцом Иоанном так и названа: «О совести».
В одной из бесед, произнесённой в августе 1917 г., он коснулся очень важной темы и для нас: о значении закона Божьего, свыше данного, Богооткровенного, как необходимого руководства законами гражданскими, человеческими.
«В веке права и правового порядка, в который мы живём, в век преклонения перед человеческим законом, на действие которого так много возлагается надежд, естественно спросить: зачем же нам откровенный, Божественный закон, если у нас есть закон юридический, государственный? <…> Закон государственный, говорят нам, обнимает и предусматривает все подробности и положения жизни, он живёт целые тысячи лет, он накапливает опыт управления людьми, он имеет теперь такую богатейшую литературу, что изучение этих бесчисленных томов законодательного свода, со всеми дополнениями, различениями, толкованиями, со всеми видами частного применения законов может захватить всю жизнь. Может ли в этом отношении с ним сравниться закон Библии, закон Евангелия, – краткий, неподвижный, неизменяемый, не является ли он отсталым от жизни, не устарел ли он настолько, что уже не приложим ко всем разнообразным случаям бесконечно осложняющейся жизни?»
В своей беседе отец Иоанн отмечает, что такие суждения были часто слышны и применяемы в окружающей действительности. И далее он продолжает: «Если они правильны, то простой вывод из них ясен: христианство отжило свой век, пережило себя, Царства Божьего нет, Евангелие – это исторический памятник, а Церковь – ненужное учреждение. Евангелие тогда можно заменить сводом законов, Церковь заменить окружным судом, а нравственность заменить полицией <…>.
Если же такие мысли и суждения неверны, то мы должны себе ясно представить, в чём же не только необходимость Божественного закона для нас но и безмерное превосходство его пред всяким законом положительным, юридическим и безусловная необходимость для юридического закона черпать и содержание и освящение для себя в законе Божием?»
Отец Иоанн отмечает изменчивость, непрочность, непостоянство и условность человеческого закона. Объясняя причину этого явления, он пишет: «Зависит [это] от того, что человеческий закон, в основе опирающийся на нравственное чувство, на совесть, вследствие повреждённости совести и сам повреждён. Из солёного моря нельзя напиться пресной воды… Человеческий закон вытекает из обычая, обычай создаётся соображениями удобства и пользы, удобство же и польза – понятия по существу спорные, условные, изменяемые в зависимости от самых разнообразных условий жизни человека. <…>
В частности, понятие пользы весьма неустойчиво ещё и потому, что о действительно полезном для человека мы можем судить только по результатам, открывающимся в будущем, а не по предположительным, часто неверным соображениям настоящего».
Продолжая свою мысль, отец Иоанн задаёт важнейшие вопросы: «разве всеобщее мнение о полезном и удобном касается области нравственной? Разве удобное всегда нравственно? Разве полезное всегда вместе и добродетельно?»
Подчёркивая ценность и величие закона Божия отец Иоанн пишет: «Всё, что есть временного, изменчивого, национального и местного, в христианском нравственном законе отсутствует. Он даёт именно общие положения, но такие, которые освещают всю жизнь человека и разрешают везде и всегда все и всякие частные проявления человеческой деятельности. Оттого и получается удивительное явление: как ни долго существует человеческий закон, как ни разработан он во всех подробностях, как ни развивается он от ежедневного употребления и применения в человеческих судах, однако мы очень часто слышим, что то или другое жизненное явление “не предусмотрено в законе”, Закон человеческий вечно приспосабливается к жизни и все-таки, в сущности, всегда от нее отстает! <…>
Две тысячи лет существует Евангелие, и за две тысячи лет человечество не создало ни единой новой нравственной идеи, которой бы не было в христианстве, не отметило ни единой новой нравственной потребности, о которой умолчало бы Евангелие. И нет такого случая или положения в жизни, чтобы о его нравственной оценке мы могли бы сказать, что для такой оценки мы не имеем достаточных указаний в Евангелии, что оно не предусмотрено в Божьем нравственном законе. <…> И ещё чудо вечное: человечество перерастает им самим созданные законы.<…> Но никогда человечество не перерастёт идеалов Евангелия. Видится обратное явление: люди всегда не дорастают до уразумения Евангелия во всей полноте и до осуществления его всесторонне в жизни. Поэтому-то часто при внешнем прогрессе жизни видимо принижение и умаление, регресс в нравственной области, который сказывается тем, что значительно падает самая строгость человеческого суда и закона. Попробуйте-ка покарать теперь всех предателей, трусов и дезертиров армии, когда их три миллиона, попробуйте покарать всех грабителей, погромщиков и насильников, когда их полцарства! <…>
Но идеалы Евангелия <…> никогда не изменяются. Они неизживаемы, они вечны, они освещают все явления жизни. <…> И пока будет жить на земле человек и пока человек останется человеком, пока он будет искать Бога в вечности – дотоле только вечное будет его удовлетворять, дотоле и временный, изменяемый, условный человеческий закон будет нуждаться в Божественном освящении, и, чтобы иметь авторитет, силу, должное содержание, этот человеческий закон будет нуждаться в дополнении, в научении и освящении законом Божиим».
Материалы о новомучениках читайте на сайте www.fond.ru