Найти в Дзене

Солист Новосибирского оперного театра жертвует кровь землякам

14 июня международный День донора. Эта дата учреждена ВОЗ, чтобы люди всего мира с особой теплотой, уважением и признательностью вспоминали о тех, кто сдают свою кровь чтобы спасти чужие жизни. Горсайт познакомит читателей с новосибирским донором, с пожалуй, самой удивительной судьбой.

Евгений, ведущий солист Оперного, в любимой роли «Задрипанного мужичонки»
Евгений, ведущий солист Оперного, в любимой роли «Задрипанного мужичонки»

Евгений Николаевич Козырев человек совершенно неординарный. Познакомившись с ним сегодня, поверить в то, кем он был вчера непросто. У хоть немного впечатлительного человека от его истории просто перехватывает дыхание. Судите сами, Евгений успел побывать солдатом-срочником, пожарным, милиционером, участником войны, дальнобойщиком, артистом самодеятельности, учеником музыкальной школы, студентом и выпускником консерватории. Сегодня же он ведущий солист Новосибирского оперного театра и уважаемый донор крови. Причём благородное амплуа донора Евгений считает логичным продолжением всех предыдущих этапов его непростой, но такой увлекательной жизни, которая длится-то всего 48 лет.

Международный День донора может считать своим праздником почти каждый 13-ый житель Новосибирской области. Это около 240 тысяч человек — один из самых высоких показателей в России. Все эти люди официально учтены «в банке» областной службы крови, а значит все 240 тысяч готовы в любой момент прийти на помощь нуждающимся и спасти их жизни.

Казалось бы, Евгений Козырев мог на собственном опыте прийти к мысли, что жизнь каждого отдельного человека ценна только для него самого, а другие люди, зачастую, могут отвесить за неё лишь цену в виде пули или осколка. Ведь в 90-е 20-ти с небольшим лет юноша милиционер Евгений Козырев, бывший солдат-срочник и пожарный, попал на первую чеченскую войну. Позже те, кто смог вернуться оттуда, нередко называли эту войну адом. Евгений вернулся, но его путь домой оказался полон испытаний.

Пожарный Козырев у своего служебного автомобиля
Пожарный Козырев у своего служебного автомобиля

— Я служил не в элитных спецвойсках, а был обычным водителем грузовика, — вспоминает Евгений, чем то неуловимо напоминая при этом героя фильма «Брат», который утверждал, что «писарем в штабе отсиделся».

В 96-ом, накануне президентских выборов, правительство Ельцина решило быстро покончить с войной, но на странных условиях. Солдатам дали приказ о перемирии, запретили открывать огонь, но вот боевики себя особо не сдерживали, а напротив посчитали что судьба дала им шанс. Козырев вёл свой «Урал» в составе колоны федеральных сил и вместе со всеми угодил в подготовленную бандитами засаду.

Призывник Козырев среди однополчан
Призывник Козырев среди однополчан

— Нас зажали и начали обстреливать. Действовал, как учили. Просто не растерялся и всё получилось. Все наши остались невредимы. Я же получил ранения – в живот и бедро из крупнокалиберного пулемёта. Одна пуля перебила нерв… Давайте закончим об этом, — останавливает свой скупой рассказ о войне будущий солист Новосибирской оперы Евгений Козырев. За этот бой Евгения наградили Орденом «Мужества». А боевое ранение было тяжелым, потребовало многомесячного лечения.

Евгений ранен, парализован, не может ходить
Евгений ранен, парализован, не может ходить

— Тогда я ещё не был никаким донором крови, даже не думал об этом, а вот реципиентом пришлось бывать неоднократно, чужой крови мне понадобилось много, — без всякого драматизма вспоминает Евгений. — Ходить, даже вставать поначалу не мог. Только лежал бездвижно.Лечился сначала на Кавказе, потом в Нижнем Новгороде, а на ноги, правда, сначала только с костылями, а потом с тростью поставили уже наши, новосибирские врачи, —  прерывает историю о ранении Евгений.

Боевой Орден старшего сержанта Козырева
Боевой Орден старшего сержанта Козырева

После госпиталей заслуженного ветерана ждали все «прелести» 90-ых.Для модной по тем временам бандитской карьеры имелись все исходные данные. Но шагать по криминальной дорожке, взяв в попутчики обиду на государство за безответный расстрел и тяжкое ранение, Козырев не захотел. Обратился к детской мечте — стать водителем большой машины. Захотел и… стал. Устроился дальнобойщиком.

— Рейсы были дальние, в дороге делать нечего. Чтобы подбодрить себя, напарника и случайных попутчиков начал понемногу петь, — Евгений признаётся, что сначала просто бубнил под нос, потом разучил романсы и начал исполнять их уже в полную силу… Но сидение водителя в качестве сцены не очень устраивало.

Поразмыслив, дальнобойщик, бывший милиционер и ветеран боевых действий пошёл «устраиваться» в самодеятельность — в родной дом культуры имени Дзержинского.

Евгений Козырев — восходящая звезда самодеятельности
Евгений Козырев — восходящая звезда самодеятельности

— Там взяли, приметили, и даже направили в музыкальную школу при Новосибирской консерватории, потом стал студентом самой «консервы»и это всё далеко уже не в студенческом возрасте, — с гордостью перечислят первые вехи своего теперь творческого пути Евгений Козырев.

После ветерана войны, бывшего милиционера и пожарного, а ныне выпускника консерватории, вновь взяли на службу… На этот раз в Новосибирский академический театр оперы и балета. С момента боя с бандитами и почти смертельного ранения прошло всего пять лет.

В театре старший сержант запаса Козырев дослужился до должности ведущего солиста новосибирской оперы. Сейчас исполняет ведущие арии во многих спектаклях. Специалисты считают его тенор неподражаемым. А многие поклонники и поклонницы «ходят» специально на него. Роли Евгений получает разные в том числе фактурные, характерные. Но сам он больше всего ценит «Задрипанного мужичонка»из «Леди Макбет Мценского уезда».

— Этот персонаж «задрипан» по названию и кажется непрезентабельным, но вокруг его невзрачной фигуры, по сути, крутится всё повествование, — поясняет Евгений.

Наш герой не скрывает: «Хромата, оставшаяся от ранения, иногда даёт о себе знать. Порой «прихватывает» даже на сцене. Стараюсь подходить спокойно, творчески. Заранее специально придумываю детали образа, чтобы возможная хромота выглядела органичной».

Казалось бы, причём же тут донорство? По словам Евгения Козырева, никакого противоречия здесь нет, все как раз логично. Все его жизненные и профессиональные перипетии — от пожарной, милицейской службы, войны, баранки дальнобойщика до солиста главной оперной сцены Сибири — важны сами по себе, но они ещё и готовили его к тому, чтобы стать донором, тем кто спасает жизни других.

Первый раз прийти сдать кровь Евгения убедил старший сын, тогда ещё студент.

—С тех пор ходим в центр крови вместе, сколько раз там побывали уже не помню, примерно раз 10, — рассказывает Евгений. — За каждый сеанс дают по 500 рублей, но деньги не важны. Главное — ты точно знаешь, что помогаешь людям, спасаешь их жизни.

По словам Евгения Козырева у донорства есть ещё один важный аспект:

— Не сверялся с врачами, но после каждой сдачи крови начинаю чувствовать себя лучше, словно молодею. Может, не зря медики древности кровопусканием лечили, — то ли в шутку, а то ли всерьёз подмечает 48-летний певец. — Кроме того, донору всегда сообщают полезную информацию: какая у него кровь, в норме ли сахар, есть ли инфекции.

— Я только одного себе не позволяю: сдавать кровь прямо перед спектаклем. Выступать на сцене — работа не из легких, накануне любые манипуляции с организмом не желательны. А так — всегда пожалуйста. Скоро младшего сына в доноры выведу. Старший его уже морально готовит, — делится планами Евгений Козырев — Сам же думаю потом, когда настанет пора уступать место на сцене молодым певцам,остаться в театре и стать полезным, может быть, в качестве помощника режиссера, но донором точно останусь, — обещает Евгений Козырев.

Максим Картавых. Фото: Фото из семейного архива Евгения Козырева и с сайта НОВАТа