Найти в Дзене
Гайдаровец. Блог

История ДК: Автомобилист. Интервью с Сергеем Авшалумовым

В апреле мы писали про Клуб “Автомобилист” на Новорязанской улице, превращенный в лофт. В тексте мы опирались воспоминания жителей Басманного района из группы Басманный LIVE/соседи” . После публикации материала с нами связался Сергей Авшалумов, директор ансамбля “Школьный годы” из “Автомобилиста”, и, конечно, мы поговорили с ним о бывшем доме культуры и ансамбле.
Оглавление

В апреле мы писали про Клуб “Автомобилист” на Новорязанской улице, превращенный в лофт. В тексте мы опирались воспоминания жителей Басманного района из группы Басманный LIVE/соседи” . После публикации материала с нами связался Сергей Авшалумов, директор ансамбля “Школьные годы” из “Автомобилиста”, и, конечно, мы поговорили с ним о бывшем доме культуры и ансамбле.

Сергей Авшалумов в детстве. Фото: архив Сергея Авшалумова
Сергей Авшалумов в детстве. Фото: архив Сергея Авшалумова

Пространство

В Автомобилисте был зрительный зал примерно на 400 посадочных мест, где проходили, концерты и творческие мероприятия, киносеансы. Он находился на втором этаже. Там же располагалось зрительское фойе, переходы в административные помещения и аудитории. Зрители в зале Автомобилиста были всегда.

Эркерная лестница перед перестройкой здания. Фото: Архнадзор.
Эркерная лестница перед перестройкой здания. Фото: Архнадзор.

Кассы находились в цокольном этаже справа. Здесь же располагались залы ансамбля “Школьные годы”. На первый этаж, к гардеробу, вела лестница. Чтобы попасть в зрительный зал, нужно было подняться по знаменитой эркерной лестнице.

Фойе и буфет ДК Автомобилист. Фото: архив ансамбля "Школьные годы"
Фойе и буфет ДК Автомобилист. Фото: архив ансамбля "Школьные годы"

Мы бегали на киносеансы! Самых шустрых участников ансамбля пускали бесплатно. Смотрели модные в 70-80 гг. французские комедии с Ришаром и де Фюнесом, все фильмы про индейцев с югославским актером Гойко Митичем.

Студии

Школьные годы - не единственный, хотя и самый известный коллектив ДК Автомобилистов. По крайней мере из тех, кого я знаю с начала 70-х и до закрытия ДК в 2003 году.

Очень известный и популярный был хор московских таксистов "Зеленый огонек" - на пиджаках артистов были закреплены настоящие огоньки аналогичные тем, что устанавливались на машинах такси. На концертах участники эффектно одновременно их зажигали. Действительно, до недавнего времени "Зеленый огонек" был символом нашего такси.

Значок московского хора "Зеленый огонек" . Фото: Сергей Авшалумов.
Значок московского хора "Зеленый огонек" . Фото: Сергей Авшалумов.

Первый оркестр при нашем ансамбле возглавлял Николай Калинин. Он создал оркестр, учась в музыкальном училище при Московской консерватории. Вскоре оркестр вырос самостоятельный коллектив – Московский молодёжный оркестр русских народных инструментов. Калинин руководил оркестром 20 лет.

Значок Московского молодежного оркестра народных инструментов. Фото: Сергей Авшалумов.
Значок Московского молодежного оркестра народных инструментов. Фото: Сергей Авшалумов.

Сильным был коллектив бального танца "Прометей" под руководством Секистовых. Некоторые известные в России коллективы арендовали залы в Автомобилисте. Например, Театр пантомимы А. Пескова. В зимние месяцы у нас занимался и репетировал ансамбль "Березка". У коллектива одно время были сложности с помещениями, зимой на временной базе было холодно, поэтому в утренние часы “Березка” репетировала у нас.

В ДК работала одна из первых раскрученных студий звукозаписи - Gala Records. В Автомобилисте записывались Пугачева, Челобанов, Белоусов, Распутина, Укупник, группа "Технология", дуэт "Кар-мен", Лада Дэнс и многие другие.

Люди

В ДК я впервые попал весной 1973 года. Родители привели меня записываться на конкурсный просмотр в “Школьные годы”. В тот период “Автомобилист” уже не был исключительно локальным центром досуга Бауманского района (теперь Басманного - прим. ред.). Участники кружков приезжали из разных частей Москвы и Подмосковья. Важную роль играло удачное расположение Дома культуры недалеко от трех вокзалов. Многие приезжали из Мытищ, Королева, Железнодорожного, Пушкино.

Новорязанская улица. Фото: pastvu.com
Новорязанская улица. Фото: pastvu.com

Публика в ДК была разная. Когда проводились профсоюзные мероприятия, собирались работники автопредприятий Москвы. Жители района ходили в кино и на танцевальные вечера.

Новорязанская улица. Газета «За образцовые дороги», 1950 год. Фото: pastvu.com
Новорязанская улица. Газета «За образцовые дороги», 1950 год. Фото: pastvu.com

В последние годы перед закрытием “Автомобилиста” было много национальных мероприятий. Помню, сообщество Ассирийцев Москвы собиралось у нас.

Ансамбль

В "Школьные годы" я попал после конкурсного отбор, как и все в то время. Когда мне исполнилось 6,5 лет, родители услышали по радио информацию о наборе в ансамбль. До танцев с 5 лет занимался фигурным катанием на Стадионе Юных пионеров у метро “Динамо”.

Очень хорошо помню, как мы летом приехали в ДК “Автомобилист” в первый раз, и вахтер записал наши данные в большую амбарную книгу.

В ДК Автомобилист, 1973 год. Фото: архив ансамбля "Школьные годы"
В ДК Автомобилист, 1973 год. Фото: архив ансамбля "Школьные годы"

Через какое-то время приехали снова на 1-й тур конкурса. Дети с педагогами уходили на цокольный этаж в залы, а родители ждали на первом этаже. В зале собирали по 15-20 детей, давали простейшие задания на проверку музыкального слуха, смотрели внешние данные. Потом все возвращались к родителям, а сопровождающий называл фамилии тех, кто прошел во 2 тур. Оставалась примерно половина.

Следующий этап проходил через пару недель. Отсеили еще половину из оставшихся и объявили, кому прийти в этот же день вечером на 3-й тур. Финальный тур включал задания на проверку координации, сообразительности, танцевальной подготовки. На 1-й тур было записано около 300 детей, по итогам 3-го тура зачислили всего 60: 30 девочек и 30 мальчиков. Но и на этом отбор не заканчивался.

В сентябре стартовали занятия. Родители с первого дня ни в залы, ни в раздевалки не допускались, всегда ждали наверху около гардероба. Практически после каждого урока мой первый педагог, замечательная Надежда Нестеровна Игнатова, выходила и говорила: "Вы можете на следующее занятие не приходить..." Каждый родитель ждал конца урока с напряжением и волнением. К концу года оставили только 15 мальчиков и 15 девочек!

Заметка про ансамбль "Школьные годы". Архив "Школьные годы"
Заметка про ансамбль "Школьные годы". Архив "Школьные годы"

Кто то скажет, что это слишком жестко. Но из тех 30 отобранных ребят почти все связали жизнь с хореографией: училище при ГАБТ, Кремлевский балет, ансамбль Моисеева, Березка, ансамбль имени Александрова. Многие стали педагогами, некоторые - руководителями собственных коллективов и студий.

Переезд

Незадолго до конца своего существования “Автомобилист” занимал только часть здания на Новорязанской, остальные помещения принадлежали заводу "Мосавтотех". Профсоюз работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог Москвы выделял средства на содержание Дома культуры и коллективов, но в 90-е гг. оплачивал только коммунальные платежи и некоторые хозяйственные расходы. Завод "Мосавтотех" в начале нулевых обанкротился со всеми зданиями, а Профсоюз не стал помогать Дому культуры.

Изменения внешнего вида ДК. Фото: Архнадзор
Изменения внешнего вида ДК. Фото: Архнадзор

3 июля 2003 года около 8 утра мне позвонил директор “Автомобилиста” и сообщил, что здание захвачено, стоит охрана, входы и выходы перекрыты. На вывоз имущества у нас было три дня.

Лето. Дети на каникулах. Педагоги в отпусках. А у нас тысяча танцевальных костюмов и реквизит. Как и куда все вывозить? На свои деньги мы наняли несколько автобусов в соседнем автопарке, грузили в них все наше имущество и повезли. Сначала в одно помещение, потом, по прошествии времени, - в другое, затем - в третье. Нам помогали родственники и друзья.

На момент переезда из “Автомобилиста” у ансамбля были запланированы гастроли в Эмиратах, , выезд группы детей в "Орленок" и несколько концертов. Новые хозяева ДК разрешили провести подготовительные репетиции. У нас есть многолетняя традиция - сбор труппы ансамбля 1 сентября. 1 сентября 2003 года мы собрались в зале “Автомобилиста” в последний раз. Я объявил, что занятия не начнуться.

В возможность быстро восстановить занятия верилось слабо. Однако уже 7 сентября мы начали в усеченном формате и по сокращенному расписанию заниматься в одной из школ на Красносельской.

Встала и бюрократическая проблема. Коллектив был профсоюзный, а стал ничьим. Пришлось оформить АНО, одним из учредителей которого стал Дом культуры как юр. лицо. В качестве взноса значился наш реквизит.

Тем временем школу на Красносельской решили закрывать на ремонт, руководство сменилось. Нам удалось частным порядком договориться с директором Московского городского дома учителя на Пушечной улице, и часть коллектива стала заниматься там. У нас весь ансамбль был разбросан по городу: репетиции и занятия в одних помещениях, костюмы - в других, реквизит - третьих. Но мы не сорвали ни одного концерта.

Несколько месяцев мы искали новым дом. Обращались в Департамент образования, общались с культурными учреждениями и школами в центре города - интереса ни у кого не возникло. В итоге удалось найти помещение на Калужской, собрать деньги. Мы делали полный капитальный ремонт помещения, и 24 марта 2004 года ансамбль начал занятия на улице Обручева. Сейчас “Школьный годы” базируются в в культурном центре “Меридиан”. От числа участников ансамбля, занимавшегося в ДК Автомобилист, на Обручева с нами переехали 40 человек, а к новому творческому сезон осталось около 20.

Вот так началась новая жизнь нашего коллектива. Этот путь мы шли своими ногами. Кто-то не выдержал, а кто-то терпеливо работал месяцами без зарплаты.

Сейчас у нас занимается больше 300 детей от 4 до 18 лет.

Беседовала Ольга Пичугина