Серьёзная битва за владение ранней демо-записью The Beatles, похоже, должна состояться в американском суде сегодня. На всякий случай напомню вам, что такое «демо-запись». Это сокращение от «демонстрационная запись», то есть запись, предназначенная для внутреннего пользования, чтобы показать какой-то музыкальный материал внутри узкого круга заинтересованных людей.
Звукорежиссер Джефф Эмерик (Geoff Emerick) (он на фотографии крайний справа) записал на пленку первую в истории сессию группы The Beatles на студии Abbey Road 6 июня 1962 года, ещё перед тем, как Ринго Старр (Ringo Starr) стал ее участником.
Правда, из статьи в британском таблоиде The Sun не очень-то понятно, о чём идёт речь: дело в том, что в ней упоминается ВИДЕО, а не АУДИО запись. Если это и правда видео, то тогда это была кино-плёнка, и сразу возникает вопрос – была ли это личная инициатива Эмерика или компании. Если же это аудио запись, то тогда всё понятно. Точнее, почти всё: остаётся неясным, откуда взялась такая космическая цена. Дело в том, что компания Universal Music Group - которая приобрела лейбл EMI в 2012 году и которой принадлежат все права на каталог EMI, - полагает, что плёнка может стоить до 5 миллионов фунтов стерлингов (6,3 миллиона долларов).
Плёнка эта включает в себя исполнение песни “Love Me Do”. В своё время запись была признана ненужной, и лейбл EMI приказал Эмерику уничтожить её. Однако он этого не сделал, и долгое время она хранилась в его доме в Лос Анжелесе.
Теперь наследники Джеффа Эмерика (он умер в 2018 году) утверждают, что они имеют право на плёнку в связи с так называемым законом о находках. Universal, напротив, считает, что этот закон здесь не применим.
Немного истории: запись эта была сделана в начале июня 1962 года, а уже 17 августа Beatles заменяют барабанщика – вместо Пита Беста (Pete Best) им становится Ринго.
Бесту так и не было сказано, почему он был уволен из Beatles. Единственной причиной, на которую Брайан Эпштейн (Brian Epstein) тогда ссылался, была: «Ребята больше не хотят, чтобы ты был в группе». Трудно было Питу Бесту перенести такой удар – вот вам и добрые и пушистые «Битлы»…
Впоследствии Эпштейн в своей автобиографии утверждал, что Леннон, Маккартни и Харрисон считали Беста «слишком обычным, чтобы быть «битлом», и, хотя он был дружелюбен с Джоном, ему не нравились Джордж и Пол».
Аналогичные пассажи встречаются в книге первой жены Леннона Синтии: «Джон, Пол и Джордж обычно вместе проводили время за кулисами в Гамбурге и Ливерпуле – будь то сочинение песен или просто общение, - в то время как Пит Бест уходил куда-то один. Это и сделало его отстранённым от группы - он не был внутри их совместных идей, впечатлений и шуток».
В 2017 году Джефф Эмерик рассказал в интервью изданию Variety, как он стал частью истории «Битлз» и оставался ею до их распада. Вспоминая, как всё это начиналось, он пояснил: «Было ощущение, что меня бросили в глубокий пруд - я сидел тихо на студии и потихоньку помогал мастерировать американские записи для рынка Великобритании, - как вдруг на следующий день (а я был ещё совсем молодым) меня бросили записывать The Beatles. Так я стал частью самого удивительного процесса, имея возможность наблюдать за песнями во время их создания. А в ту ночь, когда мы записывали знаменитый оркестр в песне “A Day In The Life”, весь мир для меня как будто в одну секунду из черно-белого превратился в цветной».
Джеф Эмерик выпустил книгу, в которой он подробно рассказывает о своей работе с группой и делится разными забавными студийными историями.
Посмотрим, чем закончится противостояние гиганта UMG и наследников Джеффа Эмерика: в любом случае, эта запись – будь то видео или аудио, - скоро всплывёт на поверхность.