Найти тему
Канал Мемориал

О новых случаях вандализма в Петербурге

Вчера увидел сообщение петербурженки по имени Лидия Петрова, что она отправляется к дому №6 по 13-й Красноармейской улице, чтобы оттереть надпись, оставленную кем-то на памятной табличке "Последнего адреса".

Неизвестный нам человек, который эту оскорбительную, как он надеялся, надпись нанес, решил изуродовать единственное место на земле, где значится имя Фрица Михайловича Панкока. Никакой могилы у этого Панкока нет, нигде больше его имя не написано. Только эта табличка.

Фотографии этого человека у нас тоже нет. Думаю, его фотографий нигде не осталось, он исчез бесследно. И известно про него очень мало.

Фриц Михайлович Панкок работал слесарем в 10-м судомонтажном цеху завода им. Жданова (ныне – Судостроительный завод «Северная верфь»). Он был латыш, родился в 1893 году в городе Либава Курляндской губернии. В начале декабря 1937 года он был арестован по лживому, выдуманному обвинению в "причинении ущерба системе транспорта" (статья УК 58-9-11). Месяц спустя, 4 января 1938 года, расстрелян.

Через 10 дней после ареста его жена Леонтина Петровна была выписана из квартиры и отправлена в ссылку в Среднюю Азию, в город Горчаков Узбекской ССР, где ее следы затерялись.

В 1959 году Фриц Панкок был полностью реабилитирован, обвинение против него признано сфальсифицированным.

Санкт-Петербург, 13-я Красноармейская улица, 6

Я очень благодарен Лидии Петровой за готовность немедленно пойти, чтобы очистить табличку. Но если откровенно, лично я бы оставил эту надпись на месте. В ней еще ярче и еще отчетливее видно все трагическое безумие того, что советское государство сделало с Фрицем Панкоком. И подпись вандалов - в виде серпа и молота - стоит на своем месте.

Источник: личная страница Сергея Пархоменко, журналиста, председателя правления Фонда "Последний адрес".