Найти в Дзене
Софья Петренко

Ребенок отказывается делать уроки.

Многим семьям хорошо знакома такая картина: ребенок не хочет делать уроки, засадить его за домашние задания невозможно. Как же поступать в таком случае, как справиться с этой проблемой, из-за которой страдают и дети, и их родители?

Казалось бы, ребенок не хочет делать уроки, потому что он ленится. Однако не все так просто, как кажется. Причины отказа садиться за домашние задания на самом деле могут крыться совсем в другом.

Например, иногда ребенка невозможно усадить делать уроки из-за того, что в нем живет панический страх неудачи. Причем ребенок может и не отдавать себе в этом страхе отчета. Страх неудачи может быть настолько сильным, что превращает его поведение в хаос, мешает ему сосредоточиться, затуманивает его разум. Либо же из-за этого страха ребенок как бы отключается от происходящего, затормаживается - и его вид со стороны кажется родителям отрешенным. Мама и папа приходят в ярость. Ему все равно? Ему на все наплевать, даже на наказания? Нет, дело не в этом. Просто он крайне глубоко травмирован своими школьными неудачами. Это может даже привести к развитию того, что называется "школьный невроз" - у ребенка могут возникнуть и нервные срывы, и психосоматические заболевания.

Как поступать в этом случае? Запастись терпением и помогать сыну или дочке делать уроки, даже если вы считаете, что они вполне способны справиться самостоятельно. Постарайтесь точно понять - объективные или субъективные трудности ваш ребенок испытывает по отношению к урокам. Порой то, что кажется родителям обычными капризами, на самом деле является серьезными психологическими проблемами.

-2

Но бывают и вполне объективные трудности (например, пониженная концентрация внимания, проблемы с логическим мышлением и т.д. Это может быть второй возможной причиной того, что ребенок не хочет делать уроки. В этом случае могут помочь специальные занятия по развитию тех психических функций, с которыми имеются проблемы.

Есть и еще одна причина того, что ребенок может отказываться садиться за уроки. Это желание привлечь к себе внимание взрослых. За этим стоит простой недостаток родительского тепла, когда несделанные уроки и плохие оценки оказываются единственным способом хоть как-то привлечь к себе внимание мамы и папы. Чаще всего так ведут себя склонные к демонстративности дети, которым свойственна повышенная потребность во внимании и ласке, но которые при этом не выражают свои эмоции прямо. Если такой ребенок не хочет делать уроки, наказывать его и угрожать ему бесполезно - лучшим лекарством здесь будут ваши тепло и забота. Поэтому посидите рядом с сыном или дочерью, когда они делают уроки, поддержите их своей лаской - это, возможно, станет для них незабываемым подарком от вас. А потом, когда ребенок научится делать уроки быстро и хорошо, пообещайте ему какое-нибудь интересное совместное занятие после выполнения домашнего задания - это будет для них прекрасным стимулом.

Но часто встречается и обычная избалованность. Справиться с ней на самом деле не слишком трудно, главное - соблюдать последовательность и принципиальность. Если хочешь играть или пойти погулять - пожалуйста, но только после того, как сделаешь уроки! И ни шагу назад. Не делайте такому ребенку никаких "авансов". Сперва уроки, и только потом развлечения. Только будьте последовательными в своих требованиях, и все встанет на свои места.

Научите ребенка понимать, что он учится не для родителей, бабушки, дедушки,не для их спокойствия, что уроки - это его собственное дело. Пусть ваш сын или дочь постепенно учатся ответственности в этой области.