Не Францией единой... Модернизм с его художественными поисками, при непосредственном участии европейских новаторов, распространился во второй половине 19 столетия и на другие государства. Приверженцами импрессионизма в России в тот период стали Коровин и Серов. В Османской Империи с не меньшим энтузиазмом этому течению последовали такие художники как Халиль Паша, Ходжа Али Риза и Назми Зия Гюран.
Халиль Паша (1857 - 1939)
Навыки рисования Халиль Паша приобрел обучаясь в Высшей Военно-инженерной школе. После ее завершения он должен был стать педагогом в одном из военных училищ, но молодой человек так увлекся рисованием, что после долгих уговоров убедил отца отправить его на дальнейшее обучение в Париж. С 1880 года он 8 лет учился и работал в ателье французского Жана-Леона Жерома, между прочим, ярого противника импрессионизма.
В 1889 году Халиль впервые выступил на выставке Universselle и выиграл медаль за картину "Портрет Мадам Х". Однако, вернувшись на родину, он был учителем в военной школе, а позже стал вести занятия по рисованию, как частные, так и в Университете изобразительных искусств Mimar Sinan.
"Импрессионизм это рождение света в живописи." Так писал французский художник, основоположник орфизма Роберт Делоне. Глядя на произведения Халиля Паши, начинаешь видеть, как свет пронзает воздух, рассыпаясь легкой дымкой в пространстве картины.
Ходжа Али Риза (1858 - 1930)
Сын каллиграфа-любителя, Ходжа Али Риза строил военную карьеру, параллельно развиваясь в художественном направлении. Образование получил в военной школе. Должен был продолжить обучение в Неаполе, но этому помешала начавшаяся там эпидемия холеры.
Он преподавал рисунок в школах и училищах, работал с итальянским художником Фаусто Зонаро, был одним из создателей "Музея древностей" с Стамбуле, делал зарисовки древних архитектурных памятников своей родины, создавал дизайн для Королевской керамической фабрики. Во время греко-турецкой войны создал много картин батального жанра, находясь в Ионии.
Этот художник всю жизнь жил на зарплату учителя и никогда не продавал свои картины, хотя создал около 5000. Он дарил их тем, кто был ему дорог. Тот вклад, который он внес в изучение и сохранение истории государства и развитие искусства считается в Турции неоценимым.
Творчество этих художников еще несло в себе ноты реализма, столь популярного в европейской живописи середины 19-го века, но уже делало значительные шаги на пути к импрессионистическому - то есть, в определенном смысле, сверхреалистическому видению окружающей действительности - мимолетное, в мгновенье ускользающее, но вибрирующее цветовыми нюансами пространство, которое живет сейчас, и только в эту секунду оно реально.
Назми Зия Гюран (1881 - 1937)
Самым успешным и далеко продвинувшимся в направлении импрессионизма можно считать Назми Зия Гюрана. С детства страстно любивший искусство, Гюран не мог пойти против воли отца и получил художественное образование только после его смерти.
Но зато какое! Он учился у лучших мастеров, преподававших в Османской империи, а после закончил Высшую национальную школу изящных искусств во Франции, объездил всю довоенную Европу и в 1914 году осел на родине, где преподавал и был директором в "Индустриальной школе изящных искусств"
Умер Гюран при подготовке к самой главной выставке своей жизни... Подробнее об этом художнике читайте в моей следующей статье.