Тема интересная и неоднозначная. Производством лодок в России занимаются несколько десятков производителей, выбор лодок - огромный, практически на любой вкус и кошелёк. Кого не устраивают отечественные - бери импортные, их тоже немало.
Вот пришёл я в магазин и выбираю себе лодку. Предварительно в интернете покопался в поисках нужной информации. Я определил для себя примерную сумму денег на покупку, нужную плотность материала лодки, диаметр баллонов, материал слани, с килем или плоскодонную, что - то ещё, осталось определиться с пустяком, с размером лодки.
Мнений, часто радикальных, на этот счёт столько же, сколько и покупателей. На что тут стоит обратить внимание? Самое главное, для чего лодка нужна, каковы будут условия её эксплуатации? Универсальность - это хорошо, но для разных условий всё же лучше подходят разные лодки. А выбрать нужно одну.
Первое - место ловли. На небольшом озере, большой реке или везде? Общее правило - большая вода - больше лодка.
Второе - средство доставки лодки и всего снаряжения к воде. Большой внедорожник и прицеп или небольшая "пузотёрка"? А может лодка сама и доставляет всё имущество к месту? Если есть подходящее транспортное средство или, наоборот, вся доставка происходит на лодке, то с размером можно не мелочиться.
Третье - характер рыбалки. Я мотаюсь со всеми своими принадлежностями от одного уловистого места к другому на расстояние до 10 - 40 километров (а то и гораздо больше), или же на 1 - 2 километра? Чем длиннее маршруты, тем больше преимуществ у лодок побольше. За исключением расхода топлива, конечно. Сюда же можно отнести и обычную продолжительность рыбалки, сутки, двое или неделя.
Четвёртое - размер экипажа. Если мы рыбачим вдвоём - втроём с одной лодки, размер должен позволять делать это хотя бы с относительным комфортом. Если у каждого своя лодка, то за размером можно не гнаться.
Пятое - удобство в развёртывании - свёртывании. Лодка в 22 кг или 62, разница весомая. А каждые 10 см - это несколько килограммов веса.
Шестое - соответствие мотору, уже имеющемуся или планируемому к покупке. 2.5, 9.9 или 30л.с.? А главный в этой паре - мотор.
А ещё цена. Чем больше лодка, тем крупнее сумма и для многих рыболовов это определяющий фактор. Исходя из всех этих условий большинство из нас, хотя и не все, и выбирает размер лодки. Но опыт приходит с годами, однако и он не исключает ошибок, точнее изменения условий рыбалки.
Самый верный вариант, это выбор лодки для одного конкретного места ловли. Здесь можно очень близко подойти к идеальному размеру, сложнее, когда рыбалка происходит в разных местах. Ведь то, что подходит для большого водоёма, не подходит для малого, что идеально для одного, не очень хорошо для двоих и совсем не здорово для троих.
Частенько, уже после после покупки лодки и нескольких рыбалок, приходит мысль, что надо было взять лодку чуть больше (или меньше), а то и намного меньше или больше. Это, обычно связано с изменением каких - то условий ловли. Товарищ купил или продал свою лодку, нашли новое место для рыбалки подальше или поближе. А может автомобиль поменяли и изменились возможности по грузоподъёмности и проходимости.
Решив уйти от больших лодок, взял я себе уфимского Лоцмана М 270 ЖС. Предельно минимальный размер под пяти сильный мотор. Для рыбалки на прудах и пойменных озёрах - самое то. Места занимает мало, лёгкая, удобная, но для рыбалки на Оби - маловата. А вдвоём с неё ловить вообще невозможно. Резких шараханий по размеру нужно избегать, надо было брать хотя бы 3-х метровую или 3.10. Придётся исправляться.
Слышал, как объяснял в магазине свой выбор один рыболов, который вместо лодки длиной 3.4 метра решил взять поменьше, длиной 2.9 метра. "Приехал с товарищем на реку, пока я достаю лодку, он уже и достал и накачал свою в 2.8 метра, пока я накачал, он уже спустил, я выплываю на точку, а товарищ сообщает, что тут уже делать нечего. Всё время - догоняющий. Надоело".
Рыболов был возрастной, лет под 70, а разница в весе лодок около 20 кг уже заметна. Большие лодки подходят для устоявшейся компании, такую лодку, кроме рыбалки, и для прогулок по реке удобно применять.
Здесь в большом выигрыше находятся те рыболовы, которым не нужно после каждой рыбалки собирать свою лодку. Весной накачал, на прицеп загрузил и весь сезон до осени свободен от манипуляций по сборке - разборке. Стоит всегда готовая в гараже, есть - пить не просит. К этому можно стремиться, но не для всех это подходит.
Вот, примерно, так мы и выбираем себе лодку ПВХ. Кому что подходит, кому маленькая, кому побольше, а кому и надувной крейсер. Выигрывая в одном, нам приходится мириться в другом. Здесь надо хорошо подумать.
Всем добра, здоровья, удачи, и ни хвоста, ни чешуи!
Использованы фотографии из открытых источников.