Начиная знакомиться с личностью Наталии Турновой, достаточно быстро заходишь в тупик общих формулировок вроде:
... родилась в Кабуле, Афганистан. В 1983 году окончила факультет промышленного дизайна Московского высшего художественно-промышленного училища. С 1985 года член секции молодых художников и искусствоведов при МОСХ. С 1996 года член МОСХ (объединение художников-монументалистов). В 2010 году ее проект «Диагноз» (2008-2010) попал в финал Премии Кандинского в номинации «Проект года».
Казалось бы, Турнова – признанный художник, обладательница Премии Кандинского с активной выставочной деятельностью – интернет должен пестрить разнообразными заметками о творчестве. Но нет: большая часть упоминаний ограничивается весомой, но сухой хронологией выставок. Поразительно, что про художника с более чем 30-летней творческой биографией можно узнать преимущественно из интервью, пересчитать которые можно по пальцам обеих рук.
Хотя такое положение дел говорит кое-что о Турновой и её творчестве. Наталия – большой художник, писать о ней и её работах сложно, они говорят все сами за себя, слова здесь часто выглядят нелепыми и ненужными дополнениями.
Наталия Турнова – пример художника-затворника, которому чужды тусовки и медийность. Нет сомнений в том, что её успех – следствие реального таланта, а не удачных знакомств и способности оказываться в нужное время в нужном месте.
Путь скромности большого художника
Как было сказано выше, художница закончила Строгановское училище по специальности «художественное конструирование». Как признается сама Турнова, она никогда не собиралась заниматься дизайном, но поступить на факультет без связей было проще, чем на живописный. И несмотря на то, что по образованию она не работала ни дня, благодарна школе за "поставленные мозги", навыки проектного мышления, которым в живописной среде не учат.
Выпустившись из училища, Турнова продолжила развиваться как живописец, смотреть на работы других художников, изучать их подход, стиль. Художница неоднократно говорила, что не испытывает симпатии к поп-арту, связи к которым ей частенько приписывают. Наоборот, ей близко творчество Анри Матисса и Андре Дерена. Наталия признается, что её всегда интересовали цвет и возможность выразить что-либо через него и через форму.
Знаковым событием в творческой биографии Наталии стала встреча с художником Борисом Орловым. Художница так говорит об этом событии:
В то время мне казалось, что я занимаюсь чем-то «средним», а он (Борис Орлов), однажды посмотрев мои работы, сказал, что это близко к неофициальному искусству. В определенном смысле это был поворотный момент, после которого я начала воспринимать себя по-новому. Я занималась искусством, как сама думала, для себя, но вот мне сказали, что все это не случайно, что я работаю в контексте культуры и движусь по определенному пути. Я в хорошем смысле увидела себя маленькой частицей, встроенной в поток.
Встроиться в поток у Турновой и правда вышло великолепно, именно её персональной выставкой в 1990 открылась галерея "Риджина". С этого момента и вплоть до начала 2010-х годов Турнова практически ежегодно представляла публике новые проекты. Последний большой проект художницы с говорящим названием "Безмолвствующие", после шестилетнего молчания, был представлен в Третьяковской галерее в 2018 году.
Искусство чистой живописи
Главная особенность творчества Наталии Турновой – его узнаваемость. Можно найти родственных ей зарубежных художников среди экспрессионистов, но на российской почве никого и близко похожего нет. И здесь дело не в стремлении на Запад, его у Турновой совсем нет. Просто дарование художницы заключается именно в её превосходном владении языком живописи, выражение на котором, как она сама признается, дается ей проще и эффективнее попыток объясниться словами, неизменно уводящими не туда.
Художница любит крупные форматы, простые формы, яркие цвета и большие мазки, всё это служит выразительной силой её работ. При этом Турнова – мастер колорита, именно цвет играет первую скрипку. Речь не про условные обозначения. Такая трактовка будет в корне неверной, так как для творчества Турновой нет универсального ключа: каждый видит то, что он видит. Художница ничего не шифрует в своих полотнах. Её работы лишены концептуальности, это чистая живопись, и только так их можно воспринимать.
Портреты людей, портреты машин
Ещё одна необычная для современных художников черта, присущая творчеству художницы, последовательность. Турнова никогда не распылялась на различные медиумы, она во-первых живописец и иногда, когда хочется чего-то ещё, скульптор, автор объектов. То же самое касается тем творчества художницы, её интересует человек, его жизнь, состояния, страхи, эмоции. Именно поэтому с самого начала карьеры Наталия работает в жанре портрета. Это не портреты конкретных людей, это всегда попытка запечатлеть человеческую суть, а не физический образ. Главным в творчестве Турновой была и остается правда жизни:
Я не могу сказать, что искусство для меня все. Для меня жизнь важнее искусства. Я не могу ради искусства пожертвовать жизнью. Скорее мое искусство – это способ перенести то, что происходит в жизни. Поэтому я не могу делать что-то по заказу, на тему. Свои темы я пережила.
Даже когда художница уходит от человеческих образов и пишет предметы и объекты, её работы остаются портретами. Для Турновой машина – это просто ещё одна характеристика её владельца. Все в творчестве художницы сводится к человеку. Её антропоцентризм ближе к восприятию эпохи Просвещения нежели к постмодернистской иронии. Кажется в творчестве Турновой вообще нет иронии, это всегда предельно искреннее и честное высказывание художника, живописца годами оттачивающего свой выразительный язык в стремлении довести его до идеала.
Серийное производство
Еще одна важная особенность художницы – серийный подход к работе. Она не художник одной картины, берясь за ту или иную тему Турнова всегда раскрывает её через цикл полотен. В одном из интервью художница сказала, что не является "большим мастером, способным написать "Явление Христа" и сказать тем самым всё", ей для выражения мысли необходимо сделать несколько высказываний, несколько холстов.
Каждая персональная выставка художницы – это высказывание на определенную тему. Так в 1991 году для проекта "Инструментарий" художница написала портреты вещей. В выставке "Коллекция-2000", в 2000 году прошедшей в галерее "Риджина", Турнова говорит о насилии и/в медицине, власти женщины над женщиной, врача над пациенткой. В 2002 в выставке "Любовь" говорит о сложном чувстве, давшем экспозиции название. В 2007 появляются "Полководцы" – серия портретов знаменитостей, переосмысляющая тему узнавания и популярности. Проект 2009 года "Диагноз", в котором художница размышляла над портретом современного человека, принес ей премию Кандинского. "Безмолвствующие" 2018 года запечатлевают гамму человеческих состояний.
Как бы не лукавила художница в интервью, принижая свои таланты и значение для искусства, факт того, что Наталия Турнова – большой художник в классическом его понимании, кажется очевидным. Хотя бы потому, что настоящее искусство не требует многотомных заумных объяснений. Достаточно взгляда, живого созерцания, чтобы понять – это настоящее искусство. Именно такое впечатление производят работы Турновой и комментарии здесь излишни.
Вы всегда будете интерпретировать увиденное, исходя из своего опыта. Но попробуйте отрешиться от него, посмотреть на вещи чистым взглядом, насколько это возможно. Представьте, что вы проснулись и слышите музыку. И еще до того момента, как поняли, что играет, ощущаете ее как созвучную вашему настроению. Я призываю не смотреть на вещи «взглядом ребенка», но избавиться от клише, которые мы сами на себя наложили. Но это ни в коем случае не рекомендация и не требование с моей стороны.
Наталия Турнова
Текст: Елена Шевченко
telegram @moskvagalereinaya
instagram @mgdaily__