Правда ли, что в советское время в ресторане можно было заказать человеческое мясо, колорадских жуков нам скинули американцы с самолетов, а евреи пытались привить детям рак и туберкулез? Сегодня на нашем операционном столе расположилась прекрасная книга про то, как обладатели слабой коры становятся переносчиками и распространителями мозговой заразы.
30-е годы XX века — золотая эпоха советской паранойи. В это время можно было воткнуть палку в землю и она становилась врагом народа. С врагами, как внешними, так и внутренними (преимущественно в головах граждан) всё было очень даже хорошо. Перспектива в любой момент быть арестованным, да и в целом потеря контроля над происходящим — все это активно триггерило общий уровень паники.
В таких условиях люди обыкновенно начинают видеть знаки там, где их нет и искать несуществующие взаимосвязи между событиями. Это тем легче делать, чем больше власть поддерживает тебя в поиске воображаемого врага, который хочет разрушить молодое советское государство.
Главным же бенефициаром такого коллективного бреда оказывалось само государство. Поскольку управляемость находящегося в ужасе общества возросла многократно. И политических оппонентов руководству подчищать стало заметно легче.
Культура недоверия насаждалась вполне осознанно, чтобы мотивировать граждан на идеологически правильное поведение, то есть херачить на заводе в три смены, ходить на демонстрации и слушать старших товарищей. Нашему вечернему мудозвону (кстати, кто это в итоге?) такая эффективность и не снилась. Но политика — предмет все же хрупкий, изменчивый. То ли дело вещи. Механизмы мифов, работавшие в СССР безо всякой преемственности, работают и сейчас.
В СССР, правда, почти все случаи нахождения вражеской двусмысленности были почти до смешного абсурдны. Например, на коробке спичек, где изображено пламя, кто-то углядел профиль Троцкого. За такое владелец коробка помещался в разряд заговорщиков, даже если он сам не считывал скрытый спичечный смысл.
Шаг от страха перед вещью до появления городской легенды — совсем крохотный. Традиция таких легенд появилась почти сразу же. Количество сюжетов было ограниченным, но зато в их границах фантазия давала себе порезвиться.
Одна из самых популярных таких легенд — про инфекционную опасность, исходящую от иностранцев. Во время «Олимпиады-80» власти переживали об «идеологическом заражении» граждан идеями свободы слова и того, что только потом у нас опознают, как сексуальную революцию. Это время появления мифов про иностранные авторучки, которые взрываются в руках, жвачки с лезвиями и иголками, американские джинсы, которые вызывают бесплодие или импотенцию. Моя же любимая история из этой сферы про то, что якобы кто-то лично видел негра, который моет член в стакане автомата для газированной воды.
Государству тоже доставалось обраткой, конечно, но деловитей. Например, байки про то, что в бамперы старых «Чаек» встроены пулемёты. Что чёрные «Волги» у КГБ оборудованы специальными приборами, спрятанными в фарах, которые показывают, где люди смотрят видеомагнитофон. Что КГБ может видеть со спутника, если человек читает на лавочке запрещенную литературу и так далее. Даже грустно, что сейчас почти всё это — правда.
Мифы девяностых и нулевых уже сильно отличаются от мифов десятых. Их всех ещё предстоит как следует изучить. Богатый материал для исследования мне лично даёт мамин вотсап. А пока без паники! Когда откроют кинотеатры, не бойтесь отравленных СПИДом игл в сиденьях. Пока идёт карантин, есть отличная возможность развивать критическое мышление, социальный интеллект и зону в мозгу, отвечающую за иммунитет к конспирологии.
Конечно, культура СССР — это наше наследие. Часто от него бывает даже польза. Спросите хоть того же Куснировича. Но к этому наследию нужно относиться с должной степенью скептицизма и здравого анализа, не давая инерции мифов тащить нас в сон разума дальше.